Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
489
-3.25
EUR
530
-2.09
RUB
5.04
-0.03

Послание Токаева: главные тезисы глазами политолога

1064
Фото: пресс-служба Акорды

Известный политолог Данияр Ашимбаев в своем Телеграм-канале суммировал ключевые тезисы послания президента Касым-Жомарта Токаева.

Дословно:

«Итак, Касым-Жомарт Токаев озвучил свое 6-е послание народу Казахстана.

Практически весь объем посвящен экономике. Президент с учетом сложившейся ситуации призвал отказаться от «абстрактных достижений» и вообще «постановки долгосрочных эфемерных целей». Система госпланирования, по словам президента, «станет более компактной и гибкой».

В этих тезисах – лишнее признание того, что экономисты правительства и АП, не обладающие, по словам Токаева, идеями и креативом, так и не смогли решить вопросы стратегического планирования.

Значительная часть поручений, озвученных в послании, является рефреном неоднократно поставленных задач. Если динамика есть, то прагматизма в решении социально-экономических вопросов не хватает.

Вообще, складывается впечатление, что львиную долю послания готовил сам Касым-Жомарт Кемелевич. Судя по вчерашнему отчету правительства в Мажилисе, они считают, что большую часть поручений президента уже выполнили. А вот глава государства вновь и вновь всех возвращает к так и не решенным базовым проблемам, причем систематически ориентирует политику на социальные задачи.
Можно отметить такие направления нынешнего послания, как создание модели протекционизма, активные геологические работы, развитие оборонной промышленности, глубокая переработка продукции сельского хозяйства и металлургической промышленности, возобновляемая энергетика и «зеленые» финансы. Президент ожидаемо вернулся к вопросу о референдуме о строительстве АЭС, но подчеркнул: «Казахстану как крупнейшему производителю урана в мире надлежит иметь собственную атомную генерацию».

Вообще, сквозной мыслью послания является проблема технологической модернизации национальной экономики, которая была расписана президентом по каждой отрасли.

Особо президент проехался по банкам, точнее по их чрезмерно привилегированному положению в экономике. Был озвучен ряд мер – как «деликатных», так и не очень.

Особое внимание было уделено водным проблемам. Президент прислушался к много раз высказанному экспертному мнению и инициировал создание Министерства водных ресурсов и ирригации. Развитие логистических коридоров требует создания Министерства транспорта, на которое будут возложены печально известные вопросы дорожного строительства.

Создание специализированных ведомств по важным вопросам – на мой взгляд, вполне здравая идея. Из-за чрезмерной концентрации многих вопросов в рамках одного ведомства, стратегические задачи постоянно отходят на второй план. Лучше пусть будет больше самостоятельных компактных структур, чем крупных непонятных и безответственных «суперминистерств».

Повторились вопросы использования средств Нацфонда, демонополизации, цифровизации, поддержки МСБ, налогового администрирования, развития межбюджетных отношений. Последняя тема для Токаева исторически важна и близка: первые наработки начали делаться в бытность его премьер-министром.

Поручил Токаев и «превратить текущие демографические тенденции в конкурентные преимущества». То есть, сделать упор на образование, здравоохранение и личностное развитие детей. Эту задачу президент увязал с еще одним своим стратегическим приоритетом – концепцией «Адал азамат» (тут глава государства проехался насчет «недисциплинированности и бескультурье некоторых наших граждан», которые «негативно сказываются на имидже нашей страны на международной арене»).

Интересны тезисы о конфигурации исполнительной власти. Правительство, по словам Токаева, «должно обладать всеми рычагами самостоятельного управления экономикой без волокиты и бюрократии, без согласований с АП». Последняя должна стать «политическим штабом» и сконцентрировать свои усилия на «стратегических направлениях социально-экономического развития государства, вопросах внутренней и внешней политики, обороны и безопасности, правовой и кадровой политики». Кроме того, «предстоит пересмотреть механизм мониторинга и контроля исполнения поручений». Президент явно не устраивает, как ныне обстоят дела в этой сфере.

Отметив, что «нам предстоит на деле воплотить в жизнь принципы «слышащего государства», президент заявил: «Мы созидаем эффективное государство, в котором господствуют закон и порядок, культура диалога, ответственности и солидарности. Все провокации, направленные на подрыв общественного порядка, должны жестко пресекаться».

Весной прошлого года Токаев называл «Новый Казахстан» прежде всего «эффективным государством с сильным гражданским обществом». Видно, что задачи эффективности начинают все больше выходить на первый план».

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter