«При СССР такого не было!» Это популярная фраза, активно используемая популистами всех мастей, слабо пересекается с реальностью. Об этом говорит известный аналитик Расул Рысмамбетов.
«В целом ряде телеграм каналов прочел, что СССР решил бы нынешние проблемы одним махом…
Как дети, которые видели Советский Союз только на картинках коммунистической пропаганды, умудряются серьезно обсуждать его преимущества, размазывая какие-то действительно прогрессивные 10-15 лет в истории той страны на весь период существования Союза? При этом им было 2-3-4 года, когда РСФСР, БССР и УССР развалили его.
Давайте уже тогда сравнивать партийную пропаганду с другой партийной пропагандой (например, «Казахстан 2030»). Понятно, когда люди вспоминают годы молодости, физической мощи, водки по 3,62 рубля (5,30 рублей с 1981 года). Я так буду вспоминать золотые 90-ые первую десятилетку Казахстана, когда мог пробежать сколько угодно километров в сапогах, уснуть стоя, выпить литр без закуски и взглядом раздевал девушек. И это все на треть от стипендии.
Можно и нужно брать из советского прошлого важные вещи:
Но
хвалить экономику СССР в том, что она была сильнейшей — преувеличение. Нормальная такая голландско-болезненная экономика. Нефть в обмен на продовольствие,
активная поддержка коммунистических партнеров. К сожалению или к счастью — на всех денег не хватит. Кто-то будет беднеть, кто-то богатеть.
Советской пропаганде повезло, что не было интернета. А то мы бы ужасы тоже посмотрели.
Мне довелось работать со швейцарскими банками.
Я видел счета на частных лиц, открытые на советских граждан (партийных деятелей) в 70-ые годы, в 80-ые годы. Коррупция тогда была.
Не такая огульная как сейчас, просто некуда было тратить деньги при более или менее закрытых границах. Кстати, компания Kroll (финансовая разведка) нашла ведь партийные деньги, показала их Гайдару с Ельциным, взяла оплату за работу и ушла.
Мы (многие страны бывшего Союза) — остались сырьевыми придатками. Нам придется искать смысл в самих себе, не нырять в могилу истории и прижиматься к геополитическому остывшему телу.
А чтобы стать сильными, нам нужно партнерство с равными (не интеграция, не попытка воссоздать Евросоюз), с кем мы можем торговаться и торговать. Но выкапывать останки и носиться с ними — по меньшей мере наивно. И еще более наивно думать, что можно создавать интеграционные структуры, когда это капиталистические государства. У капиталистов нет интеграций, у капиталистов только экономическое сотрудничество, а если расслабишься — то экономическая колонизация.
Так хочется помечтать, но приходится быть прагматиком. За нас Казахстан никто не построит. У Казахстана всего два союзника в этом мире — труд и здравый смысл».