Для повышения статуса госязыка правительством принимается множество программ и выделяются немалые средства. Однако вопрос смешанных школ все еще остается без внимания властей, хотя общественники говорили об этом неоднократно. Газета «Айкын» провела расследование и узнала, чем опасно двуязычное образование.
Как известно, смешанные школы были политической программой русификации казахской молодежи во времена колонизации. Первое такое учреждение было открыто в ХІХ веке в Перовске. Изучение русского языка в тогдашних школах контролировал губернатор Сырдарьи, который лично ходил по классам и проверял, на каком языке разговаривают дети между собой.
Согласно исследованиям историка Мекемтаса Мырзахметулы, в 1937-1938 годах в стране было 478 смешанных школ. Ученый сделал вывод, что «это являлось классической формой колониальной политики». В последующие года, число двуязычных образовательных учреждений возросло до 1 689. И уже в 80-е годы обучение на казахском практически полностью исчезло, в Алматы существовала всего лишь одна школа. Лишь в 1986 году после Декабрьского восстания известный писатель Шона Смаханулы сумел продвинуть идею восстановление казахского образования.
Сегодня же в Казахстане количество смешанных школ выросло в пять раз по сравнению с 1937 годом:
Алматинская, Актюбинская и Туркестанская области входят в число регионов, где в преобладает смешанное образование.
В 2010 году 68,5 процента учреждении были казахскими, а в 2020 году этот показатель снизился до 51,2 процента.
По данным Бюро нацстатистики, общая численность казахов в стране приближается к 14 миллионам, достигая 70,65 процента. Число русского населения составляет три миллиона, то есть 15,2 процента. Хотя демографический рост радует, статистика смешанных школ в стране все еще неудовлетворительна. В новом учебном году 2022 года работало 7 637 школ с 3,7 млн детей, из них 3 738 казахскоязычных, 1 121 русскоязычных и 2 778 смешанных школ. Школы с казахским языком обучения — 49 процентов, школы с русским языком обучения — 15 процентов, а школы, дающие образование на казахском и русском языках, составили 36 процентов.
Тем не менее, нельзя игнорировать тот факт, что спрос на казахоязычное образование растет с каждым годом.
«В новом 2023-2024 учебном году в школах Казахстана будут обучаться 3,9 млн детей, в том числе 364 тыс. первоклассников. При этом 68,2 процента детей выбрали в этом году обучение на государственном языке», — проинформировал министр просвещения Гани Бейсембаев на правительственном часе.
Поэтому есть все основания говорить о том, что востребованность казахского языка возрастает, на это есть несколько причин. Так, до 2019 года при распределении грантов выпускникам школ соблюдался принцип 50/50, только недавно прием начался по результатам ЕНТ в целом. 70-80 процентов государственного гранта принадлежит выпускникам казахских классов. Еще более 200 тысяч детей других диаспор учатся в казахских школах. То есть другие национальности начали понимать, что будущее в стране тесно связано с казахским языком.
Депутат мажилиса, член партии «Ак Жол», Казыбек Иса указал на бедственное положение казахстанских школ и потребовал остановить смешанную систему образования. В своем запросе к министру Бейсембаеву и акиму Восточно-Казахстанской области он привел слова родителей об ужасном состоянии единственной казахской школы в городе Риддере. Школа «Шанырак» была построена еще в прошлом веке, и сегодня здание находится на грани разрушения.
«Из 16 школ Риддера только одна казахская, 12 русских и 3 смешанные школы. Из-за отсутствия казахских школ в Риддере казахские дети подвергаются дискриминации и лишены возможности учиться. Несмотря ни на что школа «Шанырак» является одной лучших с высоким качеством образования. Там обучаются сегодня около 555 детей. Поэтому народ требует реставрировать здание данного учреждения».
Аналогичная ситуация характерна и для школ Талгарского района Алматинской области. В прошедшем учебном году, как бы ни протестовали местные активисты, смешанное образование в школе №25 власти отменять не стали. Кроме того, введена в эксплуатацию казахско-русская школа №209 в Алатауском районе города Алматы.
Лидер нации Ахмет Байтурсынулы не зря говорил: «Увеличение количества смешанных школ – это один их способов уничтожения нации», а Мустафа Кемаль Ататюрк утверждал, что «жизнь многоконфессионального, многоязычного государства не продлится долго». Поэтому не следует беспечно глядеть в будущее, действовать нужно сегодня.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей