Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

Неожиданный эффект обмеления Каспия: российский военный флот уступает казахстанскому

55494
Фото: 112.ua

Эксперт по Казахстану Пол Гобл посвятил статью морскому флоту Казахстана на страницах портала JamesTown:

«До недавнего времени большинство других прибрежных государств развивали свои военно-морские силы в первую очередь как береговую охрану для поддержки поисково-спасательных операций или для защиты морских буровых платформ и трубопроводов, а не для более традиционной обороны. Это до сих пор действительно правомерно для Ирана, Азербайджана и Туркменистана.

Новый подход Казахстана

Однако недавно Казахстан принял другой подход к развитию флота, который не только строится на береговой обороне, но и сосредотачивается на защите морских коридоров через мелеющее море. Хотя

Казахстан, как и Туркменистан, не получил ни одного корабля при разделе советского флота на Каспии,

Астана создала самый большой парк кораблей любого из прибрежных государств, включая Россию, закупив их у зарубежных стран или построив самостоятельно в сотрудничестве с зарубежными судостроительными фирмами.

Большинство этих кораблей довольно малы и явно предназначены для боевых, анти-браконьерских или поисково-спасательных операций.

Быстрое обмеление северной части Каспия неожиданно означает, что Астана теперь стала здесь более сильной, чем любое другое государство, включая Россию.

Корабли Каспийской флотилии РФ крупнее и требуют более глубоких вод.

Планы Казахстана по расширению своего военно-морского флота приобрели более широкую огласку на прошлой неделе, когда казахстанский завод «Зенит» подписал соглашение с турецкими компаниями  Asfar и YDA Group о строительстве военных кораблей в Уральске.

Новые морские горизонты

Соглашение будет иметь три основных последствия.

Во-первых, это соглашение фактически сводит на нет усилия Москвы в попытке остаться доминирующим игроком в казахстанской судостроительной отрасли. Положение, которое, по ее мнению, она укрепила в 2010 году, заключив соглашение о строительстве кораблей для Астаны. Но после того, как плодом этих совместных усилий десять лет назад оказались всего два тральщика, его роль снизилась до такой степени, что Казахстан решил искать новые возможности в другом месте.

Во-вторых, соглашение Казахстана с Турцией расширяет и без того тесное оборонное сотрудничество Анкары с Астаной.

Теперь, когда в дело вовлечена Турция, роль России, скорее всего, будет еще больше маргинализирована.

И это сотрудничество является частью усилий турецкого правительства по взятию на себя ведущей роли в развитии вооруженных сил государств Центральной Азии, как это было отмечено в случае с Казахстаном во время визита президента Касым-Жомарта Токаева в Турцию в мае 2022 года, сразу после  российского вторжения в Украину. Теперь, когда Турция играет ведущую роль в судостроительных планах Казахстана, Россия, скорее всего, будет оттеснена на второй план.

В обход Казахстана: Кыргызстан рад новому транспортному коридору

В-третьих, политика Астаны по строительству судов меньшего размера, скорее всего, поставит Астану в затруднительное положение. Ведь неожиданно флот Казахстана станет стратегически более важным, чем российский. Москва, в отличие от Астаны, упорно отрицает вероятность того, что заиление продолжится в обозримом будущем. Кроме того, Токаев привлек внимание к судоходным проблемам, когда привлек Китай и Иран в дноуглубительные работы на Волго-Донском канале, соединяющем Каспий с Азовским морем, а затем с мировым океаном.

Это не означает, что Казахстан и Россия вот-вот столкнутся на Каспии. Российские корабли, хотя и немногочисленные, обладают гораздо большей огневой мощью, не говоря уже о вероятности того, что в случае, если эти два государства действительно вступят в бой, Кремль сможет добиться еще большего превосходства в воздухе. Это также не означает, что Турция вот-вот станет доминирующим игроком на Каспии, на что она явно надеется. Занимаясь строительством кораблей и комплектующих для всех прибрежных стран, кроме России, Турция не может рассчитывать на немедленные результаты. Даже строительство относительно небольших кораблей, которые хочет Астана, потребует времени. Следовательно, в ближайшее время Казахстану вряд ли удастся добиться господства даже на части Каспия.

Казахстан наращивает поставки продовольствия в Китай

Но по мере того, как воды Северного Каспия становятся все более мелководными, а количество казахстанских военных кораблей, способных плавать в этих водах, все больше, эти обстоятельства дают Астане преимущество перед более крупными судами Москвы. Баланс между российской Каспийской флотилией и расширяющимся военно-морским флотом Казахстана будет постепенно меняться. И это повлияет на планы всех прикаспийских государств в отношении региональной торговли и предполагаемых трубопроводов — и эти планы сами по себе повлияют не только на отношения Казахстана с Россией, но и на отношения Астаны со Средней Азией, Кавказом».

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter