На днях в поселке Улкен Алматинской области прошли слушания по поводу строительства атомной электростанции. Обсуждение, в котором участвовали местные жители и эксперты, закончилось ожесточенными спорами, в итоге стороны так и не пришли к конкретным решениям. Inbusiness поведал, почему люди по сей день не доверяют чиновникам в вопросе строительства АЭС.
Слушания по поводу АЭС Министерство энергетики планировало еще за долгое время. Тот факт, что обсуждение важного для всей страны проекта проходило лишь в одном поселке, вызвал большое негодование со стороны активистов.
Собрание, куда съехались эксперты и общественники со всей страны, открыл аким Жамбылского района Нурлан Ертас. Участники держали в руках плакаты с надписями «Мы против строительства АЭС» и «Не позволим травить нашу землю». При этом люди подчеркнули, что являются простыми активистами, а не представителями каких-либо общественных организации.
На заседании заместитель директора департамента атомной энергетики и промышленности Минэнерго Гульмира Мурсалова сообщила, что в настоящее время министерство изучает технологии четырех стран, которые имеют потенциал в строительстве АЭС.
Окончательное решение по поводу того, кто будет вести проект, Минэнерго должно было объявить еще в конце прошлого года. Но, похоже, ведомство все еще не решается, кому доверить АЭС.
Активисты считают, что министерство не провело экспертизу реального ущерба атомной энергетики. В ходе обсуждения они несколько раз выражали свое сомнение. Эколог Светлана Могилюк, приехавшая на встречу из Павлодара, считает, что атомная энергетика действительно опасна и ускоряет развитие лейкемии среди детей. Некоторые не согласились с ее мнением:
«Нам нужна АЭС, мы ждали 40 лет».
На заседании также присутствовали оппозиционер Рысбек Сарсенбай и активист Санжар Бокаев.
«То, что говорят представители министерства, правильно, но мы не можем понять их. Они говорит одно, а делают другое. Больше думают о пользе и об актуальности. Что стоит за этим, никто не говорит. Нас беспокоит, что мы можем пойти по следам Фукусимы или Чернобыля. Именно об этом умалчивают», — сказал Сарсенбай.
Были озвучены разные аргументы. Директор Института ядерной физики Саябек Куанышбекулы заверяет, что вреда атомной электростанции окружающей среде нет.
«Мы выбрали «водяной энергетический реактор», который является прототипом. Казахстан следует всем требованиям международной организации МАГАТЭ», — подчеркнул директор института.
Тимур Жантикин, глава компании «Казахстанская АЭС», которую курирует «Самрук-Казына», заявил, что если станция будет построена, в село придут инвестиции и появятся новые рабочие места.
«Конечно, у многих возникли вопросы. Главный из них — безопасно ли это с водной точки зрения. В озере Балхаш 18 миллиардов кубометров воды. А для АЭС нужно всего 3 миллиона. То есть, на всю АЭС нужно всего три процента озера», — отметил он.
А вот эколог и общественный деятель Мэлс Елеусизов напротив предупредил, что Балхаш «умрет», если будет построена АЭС.
«Это не шутки. Мы должны думать о спасении Балхаша».
По итогам слушаний стороны так и не смогли прийти к компромиссу. Во второй половине дня в Минэнерго обнародовали информацию о том, что «в ходе обсуждения местное население поддержало развитие атомной энергетики в регионе. Жители заявили, что это имеет большое значение для социально-экономического развития их территории». Тем временем, активисты считают, что судьба столь значимого проекта не должна решаться лишь в одном маленьком поселке.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей