Каждый год перед началом учебного года встает вопрос: можно ли носить хиджаб в школах? Споры об этом не утихают уже много лет. Что думают известные эксперты о хиджабах в школе, узнала газета «Айкын».
Согласно утверждениям компетентных чиновников, ношение мусульманской одежды противоречит как законам светского государства, так и стандартам образования.
Накануне министр просвещения Гани Бейсембаев сказал следующее:
«Мы светское государство, как сказано в Конституции. Поэтому школы должны следовать Основному закону. Когда у детей формируются образовательные навыки в школе, это должно осуществляться в соответствии с требованиями закона».
Но все же, министр дать внятный ответ не удосужился. Некоторые поддерживают ношение хиджаба, другие выступают против «навязывания религиозной атрибутики». Экс-глава Минпросвета Асхат Аймагамбетов также высказался двояко по этому поводу.
«Есть соответствующий приказ министерства. Мы светское государство. Школы также являются светскими учреждениями. Есть порядок, принятый с 2016 года. Он не изменился и не потерял своей силы. Конечно, нужно носить школьную форму. Однако нужно смотреть правде в глаза и не скрывать проблему. В этой связи имеются факты непосещения школы детьми.
Очень важно, чтобы образование было инклюзивным. Можно рассмотреть онлайн-обучение. Что сейчас делают дети, которые не ходят в школу? Они забирают документы, говоря, что будут учиться за границей. Поскольку в нашей стране нет онлайн-образования, они получают образование в онлайн-школах соседних государств. А некоторые вообще перестали учиться. Этого допустить нельзя».
При этом он отметил, что следует пересмотреть порядок относительно форменной одежды в связи с увеличением числа учащихся в хиджабах и отказывающихся от посещения общеобразовательных учреждений.
Однако точных данных о том, сколько учениц одели хиджаб, нет. Даже если проводится специальное исследование, все равно очевидно, что их не так много. Поэтому, по мнению экспертов, единственный способ решить эту проблему — поставить запрет. Как общество, мы должны прежде всего соблюдать принцип светскости. Так как примешивания религиозных атрибутов к образованию может привести к росту напряженности в обществе.
«Такое решение определит будущее развитие страны. Если общество, в том числе учителя, промолчат, то в будущем будем жалеть об этом. Если мы сегодня позволим девочкам приходить в школу в хиджабе, завтра мальчиков заставят ходить в мечеть. Кто может гарантировать, что родители не потребуют открыть молельню в школе под предлогом «для безопасности детей»?
В юриспруденции есть понятие «прецедент». Помимо мусульман, в Казахстане много представителей других религии. Давайте повесим христианам иконы и откроем уголок для крещения? Католики, иудеи и буддисты тоже завтра протолкнут свои убеждения в сферу среднего образования».
Как только прозвучали слова, что «нужно разрешить носить хиджаб в школах», радикальные группировки тут же начали ликовать в стране. Есть ли гарантия, что они не будут распространять свою веру не только в общественных местах, но и среди детей? Завтра будут выступать против обучения мальчиков и девочек в одном классе и исключат мужчин-педагогов.
Государство против религиозной атрибутики, а не хиджабов в школах — эксперт
В соответствии с Приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 14 января 2016 года № 26 «Об утверждении Требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования», казахстанские школьники должны носить форменную одежду.
Запрет на ношение хиджаба в школе введен в целях поддержания внутреннего порядка учебного заведения в соответствии с принципами светскости. Вне школы эти запреты не распространяются.
Школьная форма для девочек включает жакет, жилет, юбку, брюки, классическую блузку, вязаный жакет/кардиган на пуговицах или молнии, рубашку поло или футболку (зимой: вязаный жилет, классический сарафан). Также широкие и длинные брюки для девочек должны прикрывать щиколотки. Под словом «соблюдение школьной формы» подразумевается «неиспользование каких-либо атрибутов и элементов». А это значит, что запрещено носить любой другой атрибут, не только религиозный. Например, ребенок не может прийти в школу в свободной, модной или спортивной одежде, или с яркими и привлекающими внимание украшениями. Понятие «форма» регулирует все эти отношения. Поэтому в приказе министерства четко указано, что учащиеся не могут носить хиджаб.
«Лично я не поддерживаю «ношение хиджаба в школе». Вопрос об этом возник вместе с появлением религиозных представлений. Когда я была директором школы, часто сталкивалась с подобными проблемами. Раньше казахи никогда не носили черный платок, даже в траурные моменты. Я объясняла ученикам, что девушкам раньше надевали платок только после замужества. Как учитель я хочу, чтобы девочки росли свободно. Такой процесс чужд знаниям и традициям казахского народа. Вот почему мы не должны забывать о своей национальной идентичности. А последующий выбор человека, который переступил совершеннолетие, зависит уже от него самого», — говорит Аягуль Миразова, сотрудник Академии педагогических наук Казахстана, обладательница высшего звания РК «Қазақстанның Еңбек Ері» и ордена «Отан».
По ее словам, несоблюдение единой формы может оказать давление на ребенка, который растет и развивается в социуме. Здесь важно проводить разъяснительные работы для родителей учеников. Нередко бывают случаи, когда девочки в хиджабах подвергаются издевательствам со стороны сверстников.
Кандидат социологических наук Талгат Жакиянов говорит, что понятие «светскость» каждый трактует по-своему.
«Школа – это социальный институт. У него есть определенные функции для выполнения. Помимо образования, одной из важных функций является эгалитарность, что означает равенство. То есть в школе создается одинаковое социальное пространство для детей из разных слоев общества и семей, тем самым создается положительная психолого-педагогическая атмосфера, необходимая для обучения», — говорит Талгат Жакиянов.
В социологии также существует понятие «социальная стратификация». Данное понятие описывает разделение общества на социальные классы и слои.
Абсолютно в любом обществе есть классы и слои. Ученики, которые приходят в школу, являются представителями этих классов. Их материальное состояние, прежде всего, отражается на их внешнем виде. Тот факт, что один из детей одет дорого, а другой – дешево, вызывает различные проблемы: психологический дискомфорт, разделение, буллинг и другие.
«Униформа – это эгалитарный инструмент, используемый для сокрытия проявления классового разделения в школе и предотвращения негативных последствий. Она не делает всех детей социально и материально равными, а служит для сокрытия проявлений неравенства. Молодое поколение, сознание которого только формируется, должно расти без всяких мыслей о своих и чужих классовых особенностях.
У детей должны быть равноправные отношения без каких-либо маркеров, они должны чувствовать себя психологически комфортно. Помимо классов, в обществе достаточно социокультурных слоев, таких как этническая принадлежность, религия, пол, субкультура. Уход от таких границ в социальном пространстве образования рассматривается в рамках эгалитарной функции. Единая школьная форма — это средство скрыть классные знаки», — поясняет Талгат Жакиянов.
Образовательная политика в стране носит светский характер. По словам депутата мажилиса Жулдыз Сулейменовой, в Казахстане действуют специальные законы, связанные с системой среднего образования и Конвенцией ООН о правах ребенка.
«Во-первых, по Конституции мы светское государство. Во-вторых, статья 3 Закона об образовании устанавливает принципы государственной политики в сфере образования. Среди них право каждого на качественное образование и приоритет развития системы образования, интеллектуальное развитие каждого человека, светский, гуманистический и развивающий характер образования, а также приоритет гражданских и национальных ценностей человека.
Также там обозначаются жизнь и здоровье, свободное развитие личности. То есть мы видим здесь принципы государственной политики в сфере образования. Также тот факт, что существует разрыв между образованием и религией в данной отрасли, является доказательством того, что мы придерживаемся светскости», — говорит Жулдыз Сулейменова.
Международная конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом РК 8 июня 1994 года. В документе есть статья, связанная с образованием и правом. Пункт 3 статьи 14 гласит, что «Свобода проповедовать свою религию или убеждения может повлечь за собой ограничения, установленные законом и необходимые только для защиты государственной безопасности, общественного порядка, духовной добродетели и здоровья народа либо защиты основных ценностей». Данная норма означает, что государство имеет право идти на ограничения исходя из политики безопасности и национальных ценностей. Таким образом, и Конституция, и Закон об образовании, и Международная конвенция о правах ребенка указывают на необходимость сохранения светскости в сфере образования.
«Поскольку компетентный орган — Министерство просвещение — до сих пор не сделало официального заявления, в обществе возникла обеспокоенность. Комитет по защите прав детей планируют провести совет 24-25 августа. В рамках него будут оглашены основные принципы государственной политики образования Республики Казахстан. В чем причина такого ажиотажа? Этим спорам не будет конца, если власти не выскажут конкретную позицию в данном вопросе. Также требуются разъяснения и от Министерства юстиции», — считает Жулдыз Сулейменова.
Как культуролог, Сулейменова говорит, что платок – признак замужества. Поэтому как в конституционно-светском государстве, так и в традиционном казахском обществе платок является символом брака, и его носить в школе нельзя.
Кроме того, в геополитической ситуации Казахстана религиозная ситуация не может регулироваться законом. Закон гласит, что мы уважаем религиозные убеждения граждан, достигших 18-летнего возраста. Но нельзя забывать, что сфера образования тоже является принципом светскости.
«Хиджаб – это признак политизации ислама. То есть основная цель – поставить религию на радикальной основе. С этой точки зрения свою мысль должны высказать Министерство информации и Комитет по делам религии. Соответственно, мы не можем ввести хиджаб в сферу образования. Ношение хиджаба в школе противоречит нашей Конституции и светским принципам. Наша страна хоть и мусульманская, ислам пришел к нам не с войной, а с миром. Потому что некоторые верования религии соответствовали нашему народу, проживающему на этой территории. Даже Абай Кунанбаев спросил Машхура Юсупа: «Где Бог?» В ответ он сказал: «Я не знаю, где находится бог сына Кунанбая Абая, мой бог в моем сердце».
Платок – это лишь атрибут ислама. Вера и убеждение в наших сердцах. Данная проблема возникла не только сегодня, она поднималась и раньше. Руководители отделов образования, Комитета национальной безопасности, Управления внутренней политики проводят определенные разъяснительные мероприятия для родителей по этой теме. Если мы посмотрим на геополитическую ситуацию, с точки зрения внутрирелигиозной ситуации, мы должны подчиняться законам нашей страны», — говорит депутат мажилиса.
По наблюдениям экспертов, в Мактааральском районе Туркестанской области, Шалкарском районе Актюбинской области и городе Атырау преобладает количество школьников и студентов в хиджабах.
По словам кандидата социологических наук Талгата Жакиянова, в стране официально зарегистрировано 18 конфессий (религиозных направлений). Незарегистрированных еще больше. Разрешение на ношение хиджаба интересует многих из этих движений. Потому что в «светской» стране религии имеют равные права. Проявление религиозных атрибутов в школе связано не только с исламом. В северном регионе страны были случаи, когда директор школы, являющаяся православной верующей, заставляла всех девочек носить платки в православном стиле. В одной из смешанных школ старшеклассники, присоединившиеся к «сатанинской» секте, были одеты также соответствующе. Подобные ситуации неизбежно возникают по принципу «домино». То есть ислам не единственная религия в Казахстане, которая применят эту модель.
«Меньшинство, которое поднимает вопрос о хиджабах, уверено, что только они выносят такие требования и считают, что им можно позволить. На самом деле это не так. Я говорю это как человек, который уже несколько лет посещает регионы и разные населенные пункты. Подобные намерения существуют и в других религиозных движения», — подчеркивает Талгат Жакиянов.
Сейчас в Казахстане проживает более 100 этнических групп. К сожалению, этнические маркеры находят свое отражение и в школах.
Возьмем, к примеру, школу в селе Фирдауси Мактааральского района Туркестанской области, где в основном обучаются таджики. До 2017-2018 годов таджикские дети приходили в школу в национальной одежде. Девочки носили узорчатые брюки и платья, а мальчики тюбетейки. Прекратилось это после того, как директором стала квалифицированный педагог Жанар Сапар. Кстати, местные консервативные группы уже несколько лет судятся и преследуют ее по сей день. Теперь же вмешались салафиты и пытаются усилить напряженность. В целом, вмешательство салафитских группировок в проблемы концентрированных этносов – явление очень опасное.
«Так же чеченцы, учащиеся в некоторых населенных пунктах Акмолинской области, отправляют своих девочек в школу в одежде с национальной символикой. В образовании начало появляться гендерное расслоение. Если помните, в прошлом году мы видели в одной из школ Астаны мальчика с длинными ногтями и серьгами. Если исключить школьную форму, то будут распространены вот такие гендерные маркеры. И если допустить элементы религиозности и расширить контингент «инклюзивной системы», то гендерное равенство тоже должно быть сохранено. Если мы введем хиджаб как право детей, нам придется открыть путь гендерным и этническим правам», — добавил Талгат Жакиянов.
Разрешение носить хиджаб в школе лишает образовательное учреждение его основной функции, позволяя другим группам открыто выражать свои предпочтения. Поэтому как светскому государству такие проблемы лучше решать с учетом позиции государства.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей