Рост цен в Казахстане начинает прямо влиять на демографию. Экономисты говорят о том, что инфляция не просто сделала каждого казахстанца беднее на 20% — она делает каждого третьего ребенка в семье обузой. И значит, новые семьи будут жить в режиме «не больше двух детей».
Известный аналитик Расул Рысмамбетов пишет об инфляции:
«Немного официальной статистики. 20%-ная инфляция в 2022 году отрубила у нас пятую часть сбережений, доходов, зарплат. Те, у кого зарплаты или доходы не выросли на 20+% — стали беднее. На диаграмме от Бюро национальной статистики — реальные доходы (то есть номинальные за вычетом инфляции) наши снизились. По итогам июня — годовая инфляция снизилась до 14,6%. Снизить ее до 9–10% нереалистично. Значит, мы опять обеднеем на двузначное число.
Другой известный аналитик, политолог Марат Шибутов, пишет на своем телеграм-канале:
«Сколько казахстанских домохозяйств имеет доход на человека выше 200 тыс. тенге в месяц?
То есть
третий ребенок и дальше в казахстанских условиях – это обрушение доходов семьи. Так что с ухудшением экономики у нас неизбежно падает рождаемость.
А всего семей с доходом выше 200 тыс. тенге на человека в Казахстане по численности 4,3% от всего населения. Это элитарии по доходам фактически».