Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Казахи под властью Хивинского ханства: что говорят исторические источники?

31219

Телеграм-канал Baktygaliev blog опубликовал выдержки из исторических документов, посвященных этому периоду истории Казахстана. Документ может выглядеть неоднозначно, в конце концов, это лишь один из источников того времени. Но если читать его аккуратно — в нем содержатся интересные факты. Дословно:

«В мейнстримной публицистике 19-й век в истории Казахстана принято рассматривать преимущественно через призму колониального захвата со стороны Российской империи, из-за чего из поля зрения частично выбивается история и реалии Старшего жуза, более полувека раздираемого Хивинским и Кокандским ханствами и находившегося в фактически вассальной зависимости.

Заметки путешественника 19-го века

А вот как отношения Хивинского ханства и казахов описывалось зарубежными путешественниками:

«Если в Казахстане под властью Российской империи (в Среднем и Младшем жузах) институт ханской власти был упразднен в 1822–1824 гг., то среди хивинских казахов он сохранился до начала 1870-х. При этом ханы казахов утверждались в своем достоинстве волей хивинского монарха.

Номинально ханы, а также влиятельные султаны и бии у казахов, признававшие власть Хивы, обладали всей полнотой власти над своими подданными и подчинялись напрямую хивинским монархам. Более того, власти Хивы старались в какой-то мере интегрировать их и в сановную иерархию ханства, жалуя почетные титулы и должности, приглашая принимать участие в официальных придворных церемониях и проч. Так, капитан П. Никифоров и поручик М. Аитов, посетившие Хиву с дипломатической миссией в 1841 г., вели переговоры не только с ханом Алла-Кули, но и с казахскими правителями – султанами Каип-Гали и Джангази и с пятью биями. Купец Абросимов, побывавший в Хиве в 1848 г., также упоминает, что на приеме у хана он видел трех казахских султанов. Н.П. Игнатьев и М.Н. Галкин, участники посольства в Бухару и Хиву 1858 г., упоминают влиятельного казахского бия Азбергена, который считался влиятельным советником хивинского хана по вопросам взаимоотношений с русскими и русско-подданными казахами.

Впрочем, сами же российские дипломаты отмечают, что представители казахской элиты Хивы непременно задавали им вопрос о возможности возвращения под власть России и прощении за свою антироссийскую деятельность. Информаторы российских пограничных властей из Казахской степи и непосредственно из Хивы сообщали, что хивинские власти жестко контролировали казахских ханов, султанов и биев, нередко держали их под арестом и даже в заключении. В сочетании со сведениями путешественников эта информация подтверждает, что статус казахов (в том числе и представителей рода Чингизидов) в Хивинском ханстве не являлся «режимом наибольшего благоприятствования», и их возможности были во многом ограничены.

Поручик А. Субханкулов сообщает, что казахи, принявшие хивинское подданство, должны были платить 3 «червонца» (по-видимому, имелись в виду золотые хивинские монеты – тилля) с кибитки в год; однако поскольку они считались на военной службе, то получали от хана в качестве жалования те же 3 «червонца». По сведениям И.В. Виткевича и Г.И. Данилевского, казахские подданные хивинских ханов должны были платить традиционный мусульманский налог, зякет – 5 тилля с 40 голов скота. Однако казахские ханы и султаны не могли эффективно организовать сбор этого налога, поэтому из Хивы в казахские кочевья направлялись чиновники «зякетчи», которым также не всегда удавалось выполнить свою задачу: кочевники либо отказывались платить, либо просто-напросто уезжали и скрывались от ханских сборщиков.

Хиджаб и никаб: в чем разница? Происхождение и история

Впрочем, некоторые наиболее влиятельные казахские правители не только обеспечивали сбор налогов со своих подданных в пользу Хивы, но и обладали собственными прерогативами в налоговой сфере. Например, торговец Е.И. Кайдалов и разведчик И.В. Виткевич, проезжая через хивинские владения, побывали у султана Джангази (Маненбая), которого хивинские власти утвердили ханом Младшего жуза: этот правитель сам собирал налоги, причем часть оставлял себе. Вероятно, о нем же упоминает купец Абросимов, когда сообщает о встрече с неким казахским султаном, подданным Хивы, который взимал пошлину за речную переправу.

Источник: Государство и право в Центральной Азии глазами российских и западных путешественников XVIII – начала XX в. Роман Почекаев.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter