Известный эксперт в области налогового законодательства Сакен Карин рассказал о том, как иски налоговых органов о признании сделок недействительными могу обернуться разрушительным торнадо даже для честных предпринимателей.
Дословно:
Единственный «победный» кейс, который был в моей практике по таким делам в свое время произвел даже некий фурор, когда удовлетворяемость исков налоговиков доходила до 99,6 %.
Однако впоследствии все складывается не так радужно.
Сразу перейду к сути: сейчас
в судах практически невозможно доказать осуществление сделки, даже если она действительно имела место
— есть результат работы, оборудование или здание стоит. Документы все в порядке.
Все знают про пресловутые доводы истцов об отсутствии материальных и трудовых ресурсов, импорта или приобретения товаров на 2,3,4 уровнях поставщиков.
Буквально один шаблон иска на всю страну
Уберем в сторону даже презумпцию добросовестности участника гражданского правооборота, который дает право покупателю не отвечать за действия поставщиков всех уровней. Но что делать с тем, что такими решениями судов нивелируется все налоговое администрирование в отношении таких поставщиков?
Никто не проверяет поставщиков на предмет сокрытия или нарушения учета! А зачем? Если все можно «повесить» на покупателя, который с деньгами и активами
Мне кажется (прошу прощения за мое предположение, хотя «предположение» и основа многих решений судов) что суды в какой-то момент буквально «штамповали» такие решения, потому что исков было много и во многих исках было очевидно, что стороны заключали фиктивную сделку.
Но
усердие налоговиков стало приводить к тому, что в орбиту таких дел стали вовлекаться и добросовестные налогоплательщики,
крупные производственные и торговые компании с реальными сделками. А суды практику менять не стали.
Могу многое еще написать про методологию и ошибки установления фактов фиктивной сделки, но реальность такова, что никому эти детали и подробности не нужны — правит балом господин «Предположение».
А тем временем ситуация, «приближаясь» к градообразующим и национальным компаниям, набирает силу разрушительного торнадо».