Люди, недовольные первой статьей Конституции Республики Казахстан, в последнее время становятся все активнее.
Речь о религиозных активистах, которые, вероятно, никогда и не читали Конституцию, даже ее первую статью:
«Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
Политолог Данияр Ашимбаев бьет тревогу по поводу растущего давления религиозных деятелей на систему светского образования в Казахстане:
Дословно: «В последнее время усилилось давление со стороны клерикально настроенной публики по вопросу разрешения платков и хиджабов в школах.
Нужно понимать, что эта конфликтная зона между светским характером государственности и религиозными активистами является своего рода «красной линией».
Если государство даст слабину, то следующим этапом будет требование молельных комнат, а потом — корректировка образовательных программ
Говоря об исламе в современном Казахстане можно выделить следующие тенденции.
Во-первых, речь идёт о подмене фактически традиционной для Казахстана формы ислама, густо смешанного с шаманизмом, тенгринством, в также с суфизмом, на канонический ханафитский мазхаб, который присутствовал исторически только на юге. К тому же
идёт процесс активной подмены понятия «национальные традиции» на исламские традиции
Во-вторых, среди поборников «духовно-религиозного возрождения» есть не только официальное духовенство, южные элиты и «творческая интеллигенция», но и радикалы-салафиты, которые имеют лобби в муфтиате, политической и деловой элите и преследуют собственные интересы. Что характерно: «западные партнёры» активно защищают интересы «неканонических течений ислама», имея целью рост религиозного экстремизма в Центральной Азии, направленного против России и Китая.
Религиозная пропаганда имеет успех среди бедных слоев населения, которое благодаря сомнительным структурным реформам, низкому культурно-образовательному уровню, национально-религиозному влиянию и необдуманным мер по государственному стимулированию рождаемости перешли на уровень усиленного воспроизводства. И не только демографического, но и воспроизводства бедности.
Нужно отметить, что
за приростом населения никак не поспевает развитие социальной инфраструктуры,
а за ним — уровень подготовки кадров (про качество вообще промолчим). А программы создания новых рабочих мест, не привязанные к экономике, вообще курят в сторонке.
В итоге
Казахстан будет получать регулярный рост бедного, безработного, малообразованного и хронически больного населения, представляющего собой питательную среду для исламского радикализма,
у которого своя модель «Справедливого Казахстана».
Фукуяма о Казахстане: языковое разнообразие – хорошая почва для развития