Российская армия по-прежнему способна на такие рывки, как казахстанская операция в январе 2022 года, несмотря на все потери на Украине. То есть на быстрый недельный блиц-криг сил хватит, но вот еще одна операция длительностью в год силы подорвет.
Это выводы исследования Пола Шварца по заказу «Стратегической инициативы России» и Европейского командования США. Сайт DefenseExpress обобщил некоторые результаты подробной работы.
Вот что пишет Шварц:
«Потери, понесенные российскими вооруженными силами в ходе полномасштабного вторжения на Украину, существенно подорвали способность Кремля разжигать войны в других регионах мира и значительно уменьшили возможности Москвы по началу новых крупных военных операций.
Однако, если оценивать нынешний военный потенциал России с учетом более мелких конфликтов, в которых заинтересован Кремль, то вполне может оказаться, что
российская армия уже сейчас вполне способна на операцию ограниченного масштаба – вроде интервенции сил ОДКБ в Казахстане,
произошедшей в январе 2022 года». К такому выводу пришел аналитический центр CSIS в своем последнем исследовании.
Тезис основан на следующем. Аналитики подсчитали, что
в январе 2022 года российская армия перебросила в Казахстане всего около 3 тыс. военнослужащих и относительно небольшое количество военной техники.
У этих сил была довольно ограниченная задача: достаточно взять под охрану некоторые важные объекты и критическую инфраструктуру Казахстана, чтобы собственные силовики Астаны могли беспрепятственно подавить бунты. Российские войска пробыли в Казахстане всего одну неделю, после чего были возвращены домой.
Взяв эти цифры за отправную точку, Россия все же сможет провести ограниченную операцию в Центральной Азии, используя свои обязательства по ОДКБ в качестве предлога. То есть, если для этого требуется всего несколько тысяч человек личного состава и сроки проведения операции должны быть строго ограничены.
В то же время,
если бы Кремль хотел, скажем, начать новую войну на Кавказе, сравнимую по масштабам с войной против Грузии в 2008 году, россиянам потребовалось бы от одного до пяти лет, чтобы хотя бы частично восстановить свой потенциал
после потерь, понесенных в Украине. Потому что в 2008 году Россия задействовала в этой кампании не менее 25 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц различной техники, включая танки, ББМ, гаубицы и системы реактивной артиллерии.
Время, необходимое Российской Федерации для восстановления своих вооруженных сил до уровня, когда она снова сможет проводить такие операции, оценивается экспертами CSIS в «много лет». Необходимо учитывать слишком много факторов, включая решения Москвы и промышленную мобилизацию, потенциальную поддержку России некоторыми из немногих дружественных стран и санкционный режим.
Для иллюстрации аналитики приводят цифры: с 2011 по 2018 год российская военная промышленность выпускала не более 185 танков в год, как новых, так и модернизированных. После 2018 года показатель вырос до 250 танков в год, что свидетельствует об усилиях России по наращиванию производства».