Вопреки неоднократным официальным заявлениям об очередных рекордных объемах валового притока прямых иностранных инвестиций в Казахстан аналитики Нацбанка доказали, что в реальности уже пять лет подряд эти инвестиции утекают из нашей страны.
Примечательно, что выкладки, приведенные в аналитической записке на эту тему, подготовленной сотрудниками департамента платежного баланса Нацбанка, показывают – инвестиционные рекорды и в самом деле бьются, но в реальности Казахстану от этого «пирога» достается все меньшая часть.
Как заявило правительство страны в апреле текущего года, по итогам прошлого года валовый приток ПИИ в Казахстан составил $28,0 млрд, что стало рекордным показателем за последние 10 лет. Предыдущий рекорд в $28,9 млрд был установлен в 2012 году. А к 2021 году по этому показателю сложился прирост на 17,7%, в абсолютном выражении – на $4,2 млрд. И если такая мощная динамика сохранится, то, как нетрудно подсчитать, в текущем году валовый приток ПИИ вполне реально может пересечь очередную рекордную планку в $30 млрд.
В rабмине дали по этому поводу высокую оценку как самому себе, так и акиматам, заявив, что благодаря их действиям промежуточные целевые индикаторы Концепции инвестиционной политики РК до 2026 года были перевыполнены на 14,3%, так как на прошлый год планировался объем валового притока ПИИ в $24 млрд.
Лидерами среди регионов Казахстана по объемам привлеченных ПИИ стали в прошлом году Атырауская область ($8,2 млрд с приростом к 2021 году на 48%), Алматы ($7,6 млрд, 11%) и Астана ($2,3 млрд, рост в два раза). В отраслевом разрезе наибольшие объемы ПИИ достались горнодобывающей отрасли ($12,1 млрд), обрабатывающей промышленности ($5,6 млрд), оптовой и розничной торговле ($5,1 млрд). Лидерами же среди государств-инвесторов стали Нидерланды ($8,3 млрд), США ($5,1 млрд) и Швейцария ($2,8 млрд).
Валовый приток иностранных прямых инвестиций в Казахстан
Источник: Национальный банк РК.
В Нацбанке же вполне справедливо полагают, что использование валового притока ПИИ в качестве целевого индикатора привлечения новых иностранных инвестиций является нецелесообразным и недостаточным для понимания реальной картины их потоков. Такой подход аргументируется сложившейся структурой потоков ПИИ в Казахстане в результате широкого применения иностранными инвесторами долгового финансирования и крайне высокой доли реинвестиций. К примеру, в прошлом году 56% валового притока ПИИ в Казахстан (в абсолютном выражении — $15,8 млрд) пришлось на долговые обязательства казахстанских предприятий перед их иностранными владельцами, то есть на кредиты и ссуды, выданные прямыми инвесторами своим дочерним предприятиям в нашей стране. Эти обязательства (в денежной форме, либо в виде товаров, работ, услуг или нематериальных активов подлежат возврату и на них начисляются проценты) могут быть направлены на финансирование как новых, так и существующих проектов.
Однако, как отмечают в Нацбанке, валовый приток ИПИ не учитывает погашения по такому долговому финансированию. Получается, что регулярное финансирование инвестором своих «дочек» в Казахстане увеличивает статистику валового притока ПИИ, тогда как регулярное погашение задолженности последними не находит своего отражения в данном показателе. По этой причине в Нацбанке предлагают для более объективной оценки потоков ПИИ рассматривать не валовые, а чистые потоки так, как они отражаются в платежном балансе Казахстана.
В аналитической записке указывается также, что 35% валового притока ПИИ в Казахстан в прошлом году ($9,9 млрд в абсолютном выражении) пришлось на реинвестированную прибыль, еще не изъятую иностранным владельцем в виде дивидендов. С одной стороны, реинвестирование прибыли свидетельствует о намерениях иностранных инвесторов об отложении выплат на будущие периоды или использовании полученного дохода для развития предприятия, в том числе на новые и (или) существующие проекты. Однако в Нацбанке справедливо отмечают, что в любой момент инвестором может быть принято решение об изъятии накопленной прибыли всей или частично. При этом рост реинвестированной прибыли коррелируется с ростом цен на нефть, поскольку значительная доля ПИИ исторически приходится на добычу сырой нефти и природного газа и геологоразведку – в среднем 45% за период с 2013-го по 2022 год.
Третий компонент валового притока ПИИ составляет участие иностранных инвесторов в капитале, на него приходится по расчетам аналитиков Нацбанка всего 8% валового притока ИПИ (в абсолютном выражении — $2,3 млрд). В Нацбанке отмечают, что не все эти средства направлены на увеличение капитала казахстанских компаний, так как сюда включаются расходы на покупку долей в отечественных предприятиях нерезидентами у третьих лиц-резидентов. А эти расходы сложно отнести к новым поступлениям инвестиций. Кроме того, уход иностранного инвестора из капитала казахстанского предприятия не учитывается в валовом притоке ПИИ в Казахстан.
По расчетам аналитиков Нацбанка, чистый приток ПИИ в Казахстан в прошлом году оказался намного меньше валового притока, составив $6,1 млрд, хотя и с ростом к 2021 году в 1,8 раз. Источником этого впечатляющего роста стало значительное снижение сумм погашения по кредитам и ссудам в сравнении с 2021 годом – в 23,7 раз до $0,3 млрд! При этом сложился значительный отток средств из капитала в результате уменьшения уставного капитала казахстанской компании, либо выхода нерезидента из состава инвесторов в объеме $3,5 млрд.
Чистый приток иностранных прямых инвестиций (по направлению вложения)
Источник: Национальный банк РК.
Продолжая свой анализ реально сложившейся в Казахстане инвестиционной картины, в Нацбанке полагают целесообразным рассчитывать чистый приток ПИИ за минусом реинвестиций, то есть не выплаченной дивидендами прибыли, полученной иностранными инвесторами. При таком подходе у аналитиков центрального банка получается, что, начиная еще с 2018 года, в Казахстане не растет, а снижается участие прямых иностранных инвесторов в новых проектах в отечественной экономике! Об этом говорит отрицательное значение чистого притока ИПИ без учета реинвестиций, говорящее о стабильном оттоке ПИИ на протяжении последних 5 лет.
До 2018 года картина была обратной, а пиковое значение этого показателя пришлось за предшествующее пятилетие на 2013 год — $7,6 млрд. А за последнюю пятилетку максимальные чистые оттоки ПИИ были зафиксированы в 2021 (минус $6,3 млрд) и 2019 (минус $5,7 млрд) годах. Всего же за этот период суммарный чистый отток ПИИ из Казахстана составил $19,9 млрд.
Чистый приток иностранных прямых инвестиций (по направлению вложения, без реинвестированных доходов)
Источник: Национальный банк РК.