Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Молодежная политика оставила село без внимания

389
Фото: Aikyn.kz

Число молодых специалистов, получивших образование за рубежом, с каждым годом увеличивается. Однако существенного влияния на социально-экономическую ситуацию не наблюдается. Дело в том, что плодотворную работу сегодняшней молодежи можно увидеть лишь в волонтерской сфере. Кроме того, сейчас много тех, кто уезжает за границу в поисках работы. А те, кто остался в стране, не спешат развивать бизнес, как и положено по госпрограмме.

В последние годы Комитет по делам молодежи и семьи совместно с общественными организациями регулярно проводит разъяснительные работы и научно-методические мероприятия в области государственной, молодежной и семейной политики. Также с прошлого года в соответствии с приказом Министерства информации и социального развития предоставление государственных грантов осуществляется оператором в сфере грантового финансирования неправительственных организаций. В этом году Комитет планирует выдать 11 среднесрочных и 5 долгосрочных грантов для 14 НПО. Проекты будут направлены на трудоустройство молодежи, оказание бесплатной психолого-правовой помощи, содействие в активизации инновационной и предпринимательской деятельности молодежи, воспитание патриотизма и поддержку семейной жизни.

Увидит ли так называемую поддержку молодежь, живущая в селах? Ведь многие из тех, кто получил льготы на развитие бизнеса и освоился в профессии — это бывшие работники госслужбы, которые хотя бы что-то знают о госпрограммах. Зато когда речь идет о простых сельчанах, все наши расхваленные проекты оказываются негодны.

Есть множество недочетов

Сая Сагингали, руководитель Молодежного ресурсного центра Байганинского района Актюбинской области, считает, что социальные проекты не реализуются в селах. Согласно статистике, в стране в возрасте 14-35 лет проживает свыше 6 миллионов человек. Работа с данной категорией населения является главной задачей молодежной политики. Самое интересное, в программе присутствует и закон, и концепция, а вот реализация проекта никак не продумана. Сая Сагингали, работающая экспертом по мониторингу проектов неправительственных организаций, говорит, что ежегодно на центры защиты гражданских инициатив выделяются миллионы, а то и миллиарды денег. Но работу этих организации никто не координирует.

«Молодежные организации обычно используют для административной работы или праздничных мероприятии. По правде говоря, у нас не умеют работать с молодежью. Еще одна ошибка в том, что в НПО работают простые чиновники, которые до конца не понимают задачу данной политики. В уполномоченных организациях должен быть конкретный план, а не просто общая программа для всех».

И именно такие программы «для всех» влияют на рост безработицы в селах. Если в городах есть производства, куда могут устроиться молодые специалисты, то в сельской местности этих возможностей нет. Много желающих открыть бизнес, начать дело. Не хватает лишь средств и разъяснительной работы. По этой причине проблема безработицы молодежи решается очень медленно. Да и гранты мало кого интересуют. Потому что там, где выделяются средства, на первом месте стоит бюрократия.

Сейчас в каждом регионе страны есть центр поддержки молодежных ресурсов. У них есть одна общая проблема — нехватка квалифицированных кадров.

«В этих центрах работают дети богачей, которые вот-вот окончили вуз. У руководства сидят 26-27-летние специалисты, а то и меньше. То есть мы доверяем молодежную политику тем, кто только вчера окончил школу. По сути, мышление у людей до 30 и после 30 разное. Речь идет об ответственности. Поэтому, в первую очередь, нам нужно подобрать хороших кадров, которая справится с задачей», — считает депутат маслихата Казалинского района Кызылординской области Есет Табынбаев.

По его словам, государственные программы и различные льготы не доходят до сельских районов. Причина — отсутствие разъяснительной работы. В селах амбициозных людей много, говорит Есет Табынбаев. Но так получается, что помощь государства заканчивается еще до того, как начинаются выделяться средства. В целях реализации молодежной политики на один район приходится около 5-6 миллионов тенге. А число молодежи составляет в среднем — 25 тысяч человек. Разве этих денег хватит?

«Пока не решится вопрос с финансированием, говорить об этом даже нет смысла. Привлечение молодых кадров «с так называемой поддержкой государства» не показывает эффективности. Потому что молодежь не хочет жить в обнищавших селах. Все это вызвано отсутствием должной работы акиматов и центров, которые обязаны разъяснять задачи нацпроектов. А в сельских акиматах даже нет специалиста по работе с молодежью».

«Обман, никак иначе»

Социолог Айдар Хамит возмущен тем, что молодежная политика государства больше похожа на «надувательство». Ход реализации проекта никем не контролируется, и его дальнейшее функционирование не оценивается в полной мере. Программы могут способствовать развитию молодежи на определенном уровне, учитывая их потребности. Однако стоит учесть региональные, религиозные, языковые, социально-экономические различия среди них, которые препятствуют осуществлению задуманного. Проекты для молодежи принимаются без учета уникальности молодых людей. В Казахстане государство считает молодежь объектом. В цивилизованных странах — рассматривают как субъект или «специфический член общества».

«Хотя мы сейчас ссылаемся на примеры западных стран, таких как Финляндия и Эстония, нам не удалось использовать их полный функционал на практике. Кроме того, центр поддержки гражданских инициатив является оператором государственных грантов. Ежегодно они выделяют средства, предлагаемые государством гражданским отраслям. В него входят неправительственные организации, занимающиеся вопросами молодежи. Однако оценить результаты их работы сложно.

В целом, хотя это и имеет социально-экономический эффект, недостаток тоже заметен. Например, есть разница в городах и селах. Некоторые проекты реализуются по оценке русскоязычных экспертов. В противном случае каждый год будут подниматься вопросы, связанные с оценкой проектов казахскоязычных НПО. Демографическая специфика также не принимается во внимание. Даже если деревенский мальчик приезжает в город, он сталкивается с различными препятствиями. Например, стоимость аренды жилья. Студенты работают, чтобы погасить данную потребность. Это мешает качественному образованию. Вот почему у современной молодежи нет цели стать высококвалифированным специалистом. Есть также много вопросов по профориентации. То есть очень мало тех, кто сознательно служит своей профессии. К сожалению, доля молодых людей, работающих по профессии, составляет всего 40 процентов», — отмечает Айдар Хамит.

Такие проекты как «Серпін», «Дипломмен – ауылға!», «Жастар практикасы» потеряли свою значимость. Они нуждаются в изменениях и дополнениях. Никто не курирует ход реализации нацпроектов, которые даже не соответствуют современным реалиям.

«Сырая концепция»

Нужно наконец признать, что специалистов, работающих с молодежью, практически нет. Социолог Айдар Хамит утверждает, что в иных государствах предусмотрены факультеты в вузах, готовящие соответствующих кадров.

«Вопрос изучения молодежных проблем государство возложила на центры. Отсутствуют надлежащие конкурсы, тендеры. Еще одна проблема заключается в том, что некоторые проекты молодежной политики противоречат курсу государства. Например, в мажилисе выделяется квота для молодежи. Есть кадровый резерв. При наличии квоты у некоторых могут возникнуть определенные препятствия… Во-вторых, квота противоречит меритократическому принципу, о котором говорит президент», — говорит Айдар Хамит.

Депутат мажилиса Айдарбек Ходжаназаров считает, что успешную реализацию начатых проектов можно будет увидеть только тогда, когда будет полностью решена проблема неравенства среди молодежи. К сожалению, отсутствие доступа к ресурсам среди молодежи в стране по-прежнему остается проблемой. И речь также идет о неравноправности между городской и сельской молодежью.

«Для городских есть много возможностей — от получения образования до выбора профессии. И для того, чтобы деревенский парень смог устроиться на хорошую работу с высокой зарплатой, важно повысить его доступность к тому положению, которое делается для городского населения. Существует также неравенство между казахско- и русскоязычными».

Словом, пробелы в молодежной политике могут еще больше усугубить социальные разногласия. Исходя из всего, правительству следует уделять больше внимания результатам проектов, а не отчетности.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter