Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
443
0.00
EUR
475
0.00
RUB
4.74
0.00

Аварии на МАЭК и АНПЗ: это диверсия?

1617
Фото: газета Жас Алаш

Речь идет о Мангистауском атомном энергокомбинате и Атырауском нефтеперерабатывающем заводе. Один из них снабжает западный регион электроэнергией, питьевой водой и теплом,  другой представляет собой завод, перерабатывающий треть угольно-водородного топлива страны. Из-за последних событий государство понесло немало затрат. Ведь из-за аварий пришлось остановить десятки важных объектов.

Нефтяное предприятие в Атырау выпускает свыше 20 (с учетом маркировок) наименований товарных нефтепродуктов. Проектная мощность переработки составляет 5,5 млн тонн в год. Что касается энергокомбината, то он является гигантским институтом, обеспечивающим производство и жителей региона электроэнергией, теплом и водой. В его состав входят три электростанции, 11 производственных площадок и вспомогательные цеха, которые обеспечивают основную технологическую деятельность предприятия.

Президент взял ситуацию под личный контроль, поскольку в правительстве творился хаос. Премьер-министр Алихан Смайилов встретился с министром энергетики Алмасадамом Саткалиевым, председателем правления АО KEGOC Канышем Молдабаевым и руководством компании «КазМунайГаз». Для выяснения причин аварии была сформирована группа экспертов, в которую вошли сотрудники Генпрокуратуры, КНБ и других компетентных органов.

«Самое главное – выяснить причины произошедших аварий. Был ли человеческий фактор. При этом не нужно замыкаться только на вчерашнем инциденте. К нему привела череда непринятия решений, затягивания и игнорирования проблем. Во всем этом нужно объективно разобраться», – четко сказал Смаилов.

Кстати о человеческом факторе… Давайте разъясним, что это за вообще компания МАЭК.

С 1 мая 2003 года собственником и оператором энергетического комплекса МАЭК стал ТОО «МАЭК – Казатомпром» — 100% дочернее предприятие Национальной атомной компании «Казатомпром». С 14 ноября 2019 года ТОО вошло в состав подведомственных организаций Министерства энергетики. А в 2022 году в коммунальную собственность Мангистауской области передали 100% государственной доли участия в ТОО.

Что надо знать о ликвидации банков в Казахстане?

Исходя из этого, ответственность за аварии несет коммунальная собственность Мангистауской области. Кстати, пострадал не только НПЗ, но и другие предприятия. «Озенмунайгаз», «Мангистаумунайгаз», «Караджамбасмунайгаз» и прочие нефтедобывающие предприятия региона частично или полностью прекратили свою работу. Суточный заработок этих компании составляет десятки миллионов долларов. Поэтому понятно, что вследствие катастрофы государство столкнулось с большими потерями.

Диверсия?

Политолог Ерасыл Ислам оценил возникшие проблемы что на западе, что на востоке, как диверсию. Он считает, что в данных ситуациях, безусловно, есть человеческий фактор.

«Аварию следует разделить на несколько факторов. Во-первых, это внешний фактор. Как только произошла авария, ряд российских изданий сообщили, что в Казахстане произошел топливный коллапс и Астана протянет руки перед Москвой. В связи с этим возникает вопрос, не является ли это тайной попыткой соседней страны поставить Казахстан в зависимое положение. Конечно, это лишь домыслы.

Второй фактор — внутренний. Возможно, антиправительственная группа намеренно вызывает катастрофы в стратегически важных местах, показывая бездействие и равнодушие правительства, которое “таким образом противоречит народу”. То есть они намерены вызвать недовольство граждан. Если это действительно так, то они даже, возможно, намеревались устроить очередную январскую трагедию.

В-третьих, на такой шаг могут пойти сами власти. Потому что текущая ситуация вокруг нас вынуждает повышать цены по всем направлениям. Власти знают, что если они без всяких оснований поднимут цены, то столкнутся с протестом народа и вызовут недоверие. Поэтому представляется необходимым повысить цену на топливо, инсценировав ​​маленькую аварию, которая требует лишь финансовых потерь. Почему? Шымкентский завод сейчас не работает в полную силу, он нуждается в ремонте. Тоже самое с Павлодарским заводом, который был остановлен до 20 июля. Не исключено, что правительство повысит цены, используя дефицит топлива», — считает политолог.

Аварии происходят не впервые

По некоторым данным, частые отключения электроэнергии в западных регионах были и раньше. Например, в первом полугодии 2023 года зарегистрировано 153 отключения. Это означает, что было недополучено 74 тысячи тонн нефти. За последние два с половиной года в связи с отключением электроэнергии не добыто 280 000 тонн нефти. То есть государство потеряло 60 миллиардов тенге прибыли.

Премьер-министр высказался по этому поводу объективно, заявив, что не стоит цепляться за прошлое. А в Акорде тем временем напоминают, что президент периодически следит за ситуацией и требует наказать виновных.

Все верно. Ведь глава Минэнерго Алмасадам Саткалиев, председатель правления АО KEGOC Каныш Молдабаев и председатель правления АО «Национальная компания «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев, которые прекрасно знали о перебоях в электричестве в западных регионах и не смогли при этом как минимум предложить пути решения, должны понести ответственность за случившееся.

Кстати, тут следует отметить, что после пожара в области Абай министр экологии и аким отделались предупреждением. Что стало причиной ЧП, так и не установлено.

Если же виновные в авариях в Мангистау и Атырау отделаются легкой критикой и замечаниями, то череда «подобных сюрпризов» будет продолжаться. В любом случае, авария на МАЭК и АНПЗ — это удар по энергобезопасности страны. Подобные случаи доказывают наличие скрытой коррупции. Принимая во внимание остановку нефтехимических заводов в Павлодаре и Шымкенте, из-за чего страна столкнется с нехваткой топлива, впереди нас ждет нешуточная борьба.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter