Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

История Курбан айта: при чем тут Авраам?

223
Фото: informburo.kz

Возможно, для кого-то будет открытием, что корни праздника Курбан айт восходят к истории о пророке Ибрахиме, в христианской и еврейской традиции известного как Авраам.

Ибрахим был ханифом — человеком, исповедующим единобожие. Он проповедовал своему народу несостоятельность язычества, говоря, что солнце, звезды и луна каждый день изменяются, а значит, не могут быть божествами. По преданию, когда его отец Азар и другие соплеменники уехали из города, он пробрался в святилище и разрушил идолов, оставив главного и обвинив его в содеянном. После чего был изгнан из общины — люди не поверили ему.

До 86 лет Ибрахим не имел детей, пока у него не родился первый сын, Исмаил. Однажды во сне Ибрахим увидел, что Всевышний просит его принести в жертву единственного сына. Не посмев противиться желанию Аллаха, он пришел в долину Мина, где позже был построен город Мекка.

Здесь он сделал все необходимые приготовления. Исмаил не сопротивлялся отцу, также будучи послушным воле Бога. В последний момент, когда пророк уже был готов совершить жертву, Аллах снизошел к нему, сказав, что он прошел испытание, доказав свою покорность и преданность. Жертва была заменена на барана. Так в исламе и зародилась ныне существующая традиция.

Считается, что праздник Ид аль-адха (арабское название Курбан айта) учредил сам пророк Мухаммед во второй год хиджры, то есть в 624 году, решив в веках закрепить память о покорности Ибрахима.

Характерно, что обряды жертвоприношения имеются и в других монотеистических религиях. У иудеев принесение в жертву животного стало средством искупления грехов и очищения от них. В христианстве жертвоприношение приобрело еще более условную форму и преобразовалось в евхаристию — таинство вкушения крови и тела Христа.

Смысл – в приближении

Традиция празднования Курбан Айт и жертвоприношения животного распространилась на территории Центральной Азии вместе с исламом. Это произошло в X–XIII веках. Обряд хорошо вписался в ранее существовавшие обычаи кочевых скотоводов. Первые достоверные описания празднования Курбан айта казахами встречаются в русских источниках XIX века.

Мусульманские богословы по-разному трактуют суть праздника Ид аль-адха, однако все сходятся в том, что главным в нем является не сам процесс жертвоприношения, а покорность и исполнение воли Аллаха. В Коране сказано:

«Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!»

Значение праздника состоит в приближении к Богу, обращении к нему. Само слово «курбан» собственно и означает приближение. В традиции народов Центральной Азии, помимо религиозного, большое внимание уделяется гуманистическому аспекту этого торжества. По традиции, в дни Курбан Айт верующий должен проявлять любовь и милосердие к ближним, помогать нуждающимся. Одна треть от мяса жертвенного животного отдается беднякам в качестве милостыни.

Помимо прочего, Ид аль-адха неразрывно связан с паломничеством мусульман в Мекку. За день до праздника верующие, совершающие хадж, поднимаются на гору Арафат. В день жертвоприношения они семикратно обходят Каабу и совершают символическое побитие шайтана камнями.

Как празднуют в других странах?

Курбан Айт имеет также и свои особенности у каждого народа, под влиянием различных национальных традиций и верований. Так, в Марокко, Индонезии, Малайзии после молитвы народ выходит на улицу с песнями и плясками. В этих странах праздник приобретает характер карнавала.

В Турции в основном все проходит по классическим канонам. Особенностью является то, что из жертвенного мяса чаще всего готовят кебаб. В Таджикистане и Афганистане в доме выставляют угощения в ожидании гостей.

В Узбекистане за день до Курбан хаит готовят традиционные мучные изделия. Вечером на стол подается праздничный плов. В день жертвоприношения люди приходят в гости в дом, где недавно прошла свадьба. Молодая невестка накрывает им богатый дастархан. Это своеобразный тест для нее. Кроме того, соседи заходят в дома, где не так давно кто-то умер, и читают молитву в память об усопшем.

В Казахстане, как и по всей Центральной Азии, исповедуют ханафитское направление суннизма. Ханафитский мазхаб — самый либеральный в исламе. Он допускает толкование исламских текстов в соответствии с местными традициями. В качестве источников шариата у ханафитов может выступать «урф», то есть народный обычай. К примеру, казахи, как и многие другие народы региона, в день Курбан айт после утреннего намаза часто посещают могилы своих родственников. В других течениях ислама, например, у салафитов, это запрещено.

Автор: Наталья Бойко, АПН

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter