Видеть очевидное в советской истории Казахстана — то, что трагические страницы истории страны писали не столько пришлые руководители, сколько мы сами, и предки нынешней элиты и олигархата — приводит к тому, что страна тонет в ксенофобии.
Об этом пишет известный политолог Данияр Ашимбаев на своем телеграм-канале. Дословно:
«Информационный ряд очередного Дня памяти жертв репрессий и голода лишний раз показывает, что ни государство, ни общество категорически не хотят рассматривать вопрос ответственности местных национальных кадров за перегибы советской модернизационной политики.
Кроме того, коллективизация и репрессии 30-х годов по-прежнему рассматриваются как ключевое историческое событие истории XX века — причем без анализа причин и последствий. Сопоставимым с ним историческим примером остаются только итоги джунгарских вторжений.
В итоге национальный исторический ряд построен исключительно на акцентированно трагических и негативных аспектах, формирующих однобокое восприятие прошлого у молодёжи.
Следствием является формирование, во-первых, комплекса неполноценности, во-вторых, размывание в менталитете ценностей труда, образования
и интернационализма (не путать с толерантностью), а в-третьих, запрос на сведение «исторических счетов».
Несложно понять, что
на практике это означает только рост ксенофобии, люмпенизации и социального иждивенчества
Политически такая политика понятна: с одной стороны, постколониальный синдром активно навязывается извне в рамках либерального дискурса, пантюркизма и панисламизма, вкупе направленных на включение Казахстана в чужие геополитические сферы влияния.
С другой стороны, государству при отсутствии явных достижений в тех или иных сферах крайне важно спихнуть ответственность на прежние эпохи и старых руководителей. Характерно, что
массово государственный антисоветизм расцвел в Казахстане именно в годы массовой приватизации
Сегодня можно констатировать, что историческое сознание выстраивается по-прежнему исходя из однобокой трактовки истории, сдобренной фальсификаторством и мифотворчеством, а что самое важное — без учета того, какой ценностный ряд формируется у новых поколений. Впрочем, поскольку новые поколения уже приходят не просто в жизнь, но и к рычагам государственного управления, то итоги их работы уже достаточно очевидны.
Этическое начало в государственной политике — как и все остальное — приобрело исключительно внешние, формальные формы. Практический же результат весьма неутешителен.
Получается, что несколько веков (или тысячелетий) боролись за независимость, а получив её, так и не поняли, что с ней делать и… продолжили бороться дальше.