Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
512
0.00
EUR
541
0.00
RUB
4.73
0.00

Астанинский «Робин Гуд»: можно ли добиваться благородных целей преступными методами?

262
Фото: azh.kz

Некоторые пользователи соцсетей сравнили захватчика с Робином Гудом и с киногероем Юрием Деточкиным из «Берегись автомобиля».

«Он, конечно, виноват. Но он не виноват», — примерно так в соцсетях отзываются об астанинском Деточкине, невольно цитируя следователя из того же фильма.

Ворвавшись в здание филиала банка, 30-летний мужчина сформулировал свои требования так: перевести все активы банка в фонд для детей-инвалидов, малоимущих и нуждающихся. Он дал три часа на удовлетворение его требований, в случае невыполнения угрожал убить заложников. Таковыми оказались семь девушек-операторов и один охранник.

По сведениям правоохранительных органов, захватчик состоит на учете в наркологическом диспансере. Из заложников никто не пострадал, но у троих  диагностирована «острая реакция на стресс». В переводе на обычный язык – люди сильно испугались.

А соцсети, в целом осудив захват заложников, тем не менее начали оправдывать захватчика — мол, его намерения чисты и благородны. Он заботился о правах наиболее социально уязвимой части общества — детях-инвалидах, малоимущих и нуждающихся. И своим поступком он якобы привлек внимание общественности самым решительным образом, а заложникам ничего не угрожало.

В насилии нет благородства

Впрочем, считает политолог Замир Каражанов, едва ли тут можно говорить о каком-либо благородстве.

— Прежде чем оценивать действия захватчика, нужно понимать, что он, по предварительным сведениям, проходил лечение в психоневрологическом диспансере. И, если у него есть проблемы с психикой, то говорить о благородстве его действий нет смысла. И тут возникают вопросы к медицинскому учреждению, которое не оценило правильно состояние больного, и он получил возможность гулять по городу.

Что касается оправдания его действий благими побуждениями, то любое насилие, какими благими целями оно не прикрывалось бы, не может быть благородным поступком. Тем более, что пострадали совершенно невинные люди, никак не связанные с теми проблемами, которые имел в виду захватчик.

Помните инцидент, который произошел в 2021 году, когда 54-летний житель Алматы убил пятерых, когда они пришли изымать его дом. И тогда тоже последовали заявления, что человек пытался восстановить справедливость, — напомнил эксперт.

Однако, подчеркивает Каражанов, никто не праве «восстанавливать справедливость» подобным образом. А когда население оценивает действия человека, берущего заложников, как благородные, то это, по мнению политолога, попытка снять с себя ответственность и переложить на кого-то другого – на государство, на банк, на финансовые институты.

— Наше население инертно. Сегодня проводят политические реформы, но если в них не будет принимать участие само население, то эффективность реформ будет низкой. Люди пишут посты о справедливости, благородстве. Но самому обществу нужно добиваться, чтобы принимались законы такого плана, чтобы отвечали их интересам, чтобы исключались моменты, связанные с насилием. Законопроекты регулярно публикуются на сайтах, но подчас население не проявляет интереса к этим законам. Но должно быть широкое обсуждение этих законов, — уверен Каражанов.

Робингудство оборачивается кровью

Схожего мнения придерживается протоиерей Евгений Иванов, ректор Алматинской Православной Духовной Семинарии.

— Нельзя добиваться благородных целей преступными средствами. Цель не оправдывает средство. А если в случае подобного рода деяния пострадали бы люди, у которых есть семьи, дети, родители? Мы все-таки живем в правовом поле, поэтому добиваться благородных целей надо исключительно законным путем. В противном случае мы ставим под сомнение существующий строй.

Подчас люди думают, что государство уклоняется от исполнения своих обязанностей, чиновники – априори злые нехорошие люди. А вот такие Робин Гуды, «защитники из народа», могут добиться хороших результатов. Но это неправильно. Понятно, что любая система – общественная, государственная – несовершенна. Действительно, есть проблемы, есть социально незащищенные слои населения. Имеются проблемы с медициной,  образованием, экономикой, в социальной сфере. Но проблемы решать нужно и можно законным способом. Иначе мы ставим общество и государство в очень шаткую позицию, где у каждого своя правда, и он готов добиваться ее всеми способами, — сказал протоиерей.

По его мнению, романтизация таких персонажей как Робин Гуд, присуща кино, а в жизни подобные игры в благородство заканчиваются неприглядно, страшно и кроваво.

— В конце девятнадцатого столетия, были бомбисты, террористы, которые пытались добиться благородных целей, бросая бомбы в градоначальников, министров, в руководителей государства. Они таким образом пытались дать народу братство, равенство, свободу. А что получилось в результате? Кровавые перевороты, разруха, голод, нищета.

Но далеко ходить не надо. В январских событиях 2022 люди тоже хотели справедливости, стремились быть услышанными. Это так все начиналось. А потом ситуацией воспользовались террористы, и это привело к погромам и человеческим жертвам, — резюмировал протоиерей Евгений Иванов.

Автор: Галина Галкина, АПН

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter