Популярность двухколесного транспорта в Казахстане растет, но вместе с тем пропорционально обостряется проблема безопасности на дорогах. В этой связи появилось очень много слухов и домыслов о том, действительно ли мопеды так опасны. Мы узнали ответ у медиков.
19 июня был отмечен Всемирный день мотоциклиста, в рамках которого известный байкер Казахстана Дмитрий Петрухин затронул проблему мопедистов. Их стремительное увеличение на наших дорогах, отсутствие регистрационных номеров и прав водителя, статуса участника движения, индивидуальных средств защиты, несоблюдение правил дорожного движения приводят к резкому увеличению дорожно-транспортного травматизма, при этом страдают не только сами мопедисты, но и их пассажиры, а зачастую они совершают наезды на пешеходов.
«По итогам 5 месяцев 2023 года в Городской клинической больнице №7 Алматы ежемесячно регистрируется от 20 до 40 обращений пострадавших, связанных с травмами от мопедов. 80 % поступивших – это непосредственно водители мопедов, 10% — пассажиры мопедов, еще 10% — пешеходы сбитые мопедом», — рассказал заведующий нейрохирургическим отделением №2 ГКБ№7 Ильдар Курмаев.
По словам врача, возраст водителей мопедов от 18 до 30 лет, абсолютное большинство — молодые мужчины. При регистрации данных пациентов, в среднем одна треть являются приезжими из южных регионов и Алматинской области. Обращает особенное внимание, что у пятой части водителей при себе отсутствуют какие-либо документы, удостоверяющие личность.
Характер полученных травм варьирует от множественных ушибов, ссадин и ран мягких тканей, до тяжелых сочетанных травм, с множественными переломами ребер, конечностей, таза и позвоночника, внутрибрюшных кровотечений, тяжелой черепно-мозговой травмой.
Из числа доставленных с травмами, 20-25 % пострадавших госпитализируюся в отделения политравмы и нейрохирургии, тяжелая травма приводит к инвалидизации пациентов
Зачастую, подвергая не только свою молодую жизнь прямой опасности, водители мопедов совершают наезды на пешеходов. При этом страдают не только взрослые пешеходы, но и дети. Один такой эпизод произошел возле ГКБ №7.
«Мопед сбил девочку 3 лет, она была доставлена в приемный покой, осмотрена мультидисциплинарной бригадой в составе реаниматолога, травматолога, нейрохирурга, терапевта. Проведен комплекс диагностических исследований, противошоковые мероприятия, в дальнейшем ребенок переведен на реанимобиле в детскую многопрофильную клинику»,- сообщил Ильдар Курмаев.
Отметим, что до конца июня в Казахстане должны вступить в силу поправки в законодательные акты республики по вопросам организации дорожного движения, которые регулируют передвижение мопедов и электросамокатов. Данные изменения внесены в статью 57 закона. Согласно новшествам, правила дорожного движения должны соблюдать водители мопедов, электрических самокатов, велосипедов, малых электрических транспортных средств, погонщики, ведущие по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных.
Водителям мопедов, электрических самокатов и велосипедов запрещается:
Отдельно для водителей мопедов прописана норма о запрете для них на езду по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, обочине, тротуару или пешеходной дорожке.
Вместе с тем водителям малых электрических транспортных средств (мопедов) запрещается:
В ходе обсуждений законопроекта в Мажилисе глава МВД РК Марат Ахметжанов заявлял, что в Казахстане участились случаи ДТП с участием электросамокатов и мопедов. С начала текущего года произошло 44 ДТП с участием водителей электросамокатов. В прошлом году один человек погиб.
«У нас принцип: «что не запрещено законом, то разрешено», поэтому кое-какие ограничения в целях обеспечения безопасности пешеходов, самих самокатчиков и мопедистов, принимаются нормативно-правовые акты», – говорил журналистам Ахметжанов в кулуарах Мажилиса.
В июле 2022 года в Казахстане прописали понятие «электросамокат». К электросамокатам относятся «электрические транспортные средства индивидуальной мобильности, имеющие два или три колеса, предназначенные для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя(ей), не имеющие сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 км/ч».