Казахстан, после 1991 года начав с нуля выстраивать институты своей государственности, профессионально подошел к обеспечению своей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
В тот момент перед руководством республики стояла дилемма — встраиваться в мировую экономику в качестве самостоятельного игрока или в составе команды, в которую войдут наиболее перспективные бывшие республики СССР.
Уже к 1993 году стало очевидно — встраиваться в мировую экономику и открывать для себя зарубежные рынки придется самостоятельно. Именно тогда впервые Казахстан начал поглядывать на регион Персидского залива.
Страны Персидского залива – Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак и Иран. Все эти страны богаты нефтью, а потому регион геополитически важен. В 1991 году параллельно с крахом СССР в Персидском заливе развернулась война за освобождение Кувейта, в который вторгся Ирак под руководством Саддама Хуссейна.
Ирак, собственно, и был той тонкой ниточкой, которая в свое время связывала СССР с регионом Персидского залива. То есть искать точки соприкосновения со странами Залива пришлось с нуля – Саддам стал невероятно токсичным контактом.
В 1993 году было подписано Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Государством Катар. В 1997 году министры иностранных дел обменялись государственными визитами. За этим последовало неторопливое развитие межгосударственных связей, в ходе чего были открыты посольства, а руководители Катара и Казахстана совершили друг к другу по три официальных визита в период с 1998 по 2015 годы.
После избрания на пост президента Республики Казахстан глава государства провел встречи с эмиром Катара, шейхом Тамимом бен Хамадом Аль-Тани и его заместителем, шейхом Абдуллой бен Хамадом Аль. Согласно официальным данным, товарооборот между Казахстаном и Катаром в 2019 году достиг двух миллионов долларов. А уже по итогам 2021 года товарооборот между Катаром и Казахстаном составил 6,3 млн долларов – то есть вырос втрое, причем в период пандемии.
В 2022 году эмир Катара, шейх Тамима бен Хамад Аль-Тани совершил официальный визит в нашу страну. По итогам его переговоров с президентом Казахстана, министров из его делегации с представителями казахстанского правительства были достигнуты соглашения, позволяющие говорить о стратегическом партнерстве между двумя государствами.
«В этом году мы неоднократно встречались и обсуждали пути продвижения сотрудничества двух стран на новый уровень. Сегодня мы договорились о стратегическом партнерстве. Казахстан заинтересован в укреплении взаимодействия с Катаром в различных сферах», — подчеркнул в ходе совместного заявления после встречи с эмиром Катара президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Казахстанские эксперты позитивно восприняли этот новый этап отношений с Катаром – продвинутым арабским государством, чья структура экономики схожа с нашей, а у стран есть несколько важных точек соприкосновения.
Например, эксперты отмечают большой потенциал совместного производства, которое возможно в случае прихода новых катарских инвестиций — этому государству Персидского залива интересны казахстанское зерно и другая продукция сельского хозяйства.
Потенциально широкой сферой сотрудничества может стать туризм – Катар стал интересен как точка на карте мира после прошлогоднего чемпионата мира по футболу, а казахстанцы предложат путешественникам с Ближнего Востока свою экзотику, самобытную кухню, номадическую культуру, походы по горам.
Примечательно, что по итогам визита эмира Катара в Казахстан было подписано 12 совместных документов, один из которых как раз и охватывает туристическую отрасль. Еще один – это меморандум о взаимопонимании между министерством сельского хозяйства РК и министерством муниципалитета Государства Катар по сотрудничеству в области сельского хозяйства.
Непосредственно с экономическим сотрудничеством связаны еще два совместных документа, остальные касаются гуманитарной и культурной сфер. Казахстан договорился с Катаром сотрудничать в сфере торговли, а также заключил соглашение по защите и поощрению взаимных инвестиций.
Что касается сферы торговли, наша страна готова поставлять в Катар обработанную продукцию на 250 миллионов долларов в год — то есть расти от нынешних 6 миллионов долларов взаимного товарооборота нам есть куда, особенно если учесть и потенциальный импорт из Катара в ответ на наш экспорт на четверть миллиарда долларов.
Понятно, что для насыщения рынка с такой емкостью Казахстану потребуется срочно нарастить собственное производство, а это, как вы понимаете, новые рабочие места и расширение налогооблагаемой базы. Причем не в традиционной сфере добычи полезных ископаемых, а в области сельского хозяйства, и в первую очередь мясного производства. Благо опыт экспорта мяса, причем успешный, в Объединенные Арабские Эмираты у Казахстана уже есть.
В свою очередь Казахстан заинтересован в катарских инвестициях, тем более, что у этого богатого государства Персидского залива значительные объемы финансовых ресурсов, которые они могли вложить в нашу экономику. В настоящий момент объем катарских инвестиций в нашу экономику невелик – порядка 27 миллионов долларов. То есть в этой сфере, условно говоря, сотрудничество только начинается.
Но если судить по упорству, с которым наш дипломатический корпус двигался от Совместного коммюнике 1993 года к совместному заявлению 2022, успех в деле более широкого привлечения инвестиций из Катара будет достигнут. И судя по скорости наращивания совместного товарооборота (в три раза за два года), долго ждать положительного эффекта от катарских инвестиций в сельское хозяйство Казахстана не придется. Самый сложный этап уже пройден.