В нашу в редакцию обратился читатель Магжана Жумабаевского района Северо-Казахстанской области. Как только подняли трубку, услышали: «Судьба Сулушокы висит на волоске». Мы попросили его объяснить все без паники, пишет Жас Алаш.
Вот что рассказал нам звонивший.
«В районе Магжана Жумабаева в СКО есть село Сулышок. Историческое название – Сулушокы. Семь-восемь лет назад, когда Кызыл Казахстанская школа, единственный центр образования в селе, вот-вот должна была закрыться, мы забили тревогу. За счет переселенцев с юга село заполнилось жителями, а школа учениками. И теперь районный отдел образования снова собирается закрыть школу, а учащихся распределить в центр Успенского сельского округа, то есть в русскую школу».
По просьбе нашего читателя мы сохраним его имя в тайне. Однако он дал контакт Гульнур Акаевой, которая живет в селе Сулышок и первой рассказала о ситуации со школой. Семья Гульнур, которая переехала сюда из Талдыкоргана в 2017 году, стала одной из первых, которые спасли Кызыл Казахстанскую среднюю школу от закрытия. По ее словам, на переезд сагитировал местный предприниматель Кайрат Жанибеков, который говорил, что селу нужны жители, а школе ученики.
Предприниматель на свои средства построил для переселенцев несколько домов, кроме тех, что были возведены за счет государства. В 2017 село удалось спасти. Как мы поняли из рассказа Акаевой, в Сулышок переселились люди из Шымкента, Туркестана, Кызылординской области, Тараза и Талдыкоргана. В школу ходят по пять-шесть детей из каждого дома. Приемные и собственные 17 детей самой Гульнур учатся в сельской школе. И она, и ее муж работают здесь учителями.
«Дети учатся в две смены в ветхой четырехкомнатной школе. Поднимался вопрос о строительстве новой. Говорили, что на это вроде бы выделяли 800 млн тенге, но строительство так и не началось. Единственный предприниматель села Кайрат Жанибеков потратил 18 миллионов тенге и сделал капитальный ремонт. Но школа маленькая, всего на 95 детей. Если она закроется, исчезнет и село», — сетует Гульнур Акаева.
Каково нынешнее положение района имени алашского деятеля, поэта Магжана Жумабаева? Сколько казахских школ и сел было закрыто после обретения независимости? Сколько центров знаний, судьба которых на волоске? Сколько человек проживает в районе, сколько переехало из других регионов? На эти вопросы начальник центра обслуживания населения района Габит Сактаганов ответить не смог. Он сослался на заместителя акима района, который отказался отвечать на вопросы — мол, делайте официальный запрос.
«Зимой в центре Успенского сельского округа, к которому относится и наше село, прошла отчетная встреча акима. Но ни одного человека из Сулышока не пригласили. На той встрече аким сказал, что привезет старшеклассников из Сулышок в русскую школу в поселке Успень. В самом ауле останутся только начальные классы. Об этом нам сказали жители из соседних сел», – говорит Гульнур.
Мы попытались связаться с акимом Успенского сельского округа, но его телефон не отвечал. А районный отдел образования оставил комментарий в социальной сети:
«В Сулышокской школе никаких изменений не будет, все останется как прежде».
Но, по словам нашего источника, управление образования готовится проводить «реорганизацию», суть которой в присоединении школы в Сулышок к Успенской средней школе. Кого они обманывают? В чем тогда принципиальная разница между понятиями «закрытие школы» и «реорганизация»?
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей