Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
442
0.00
EUR
476
0.00
RUB
4.86
0.00

Число молодых предпринимателей растет в Казахстане

276
Фото: pixabay.com

Молодежный бизнес играет большую роль в решении социально-экономических задач, таких как создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы и подготовка квалифицированных специалистов. Усиление влияния молодежного предпринимательства и расширение его возможностей требует использования его потенциала. Молодежный бизнес представляет собой существенную дифференциацию малого бизнеса.

Молодежь – самое важное поколение в бизнес-среде. Сегодняшняя молодежь и молодежное предпринимательство будут определять образ страны через 10 лет. От развития современного молодежного бизнеса зависит экономический рост и темпы развития страны завтрашнего дня.

Таким образом, на сегодняшний день молодежное предпринимательство является одним из приоритетных направлений развития малого бизнеса в Казахстане. Создание благоприятной среды, побуждающей молодежь к предпринимательской деятельности, рассматривается в различных программах на государственном и региональном уровнях.

Следует отметить, что во многих регионах Казахстана существуют развитые площадки, позволяющие молодежи приобретать актуальные знания и навыки, обмениваться информацией, реализовывать свои идеи, получать консультации специалистов.

Статистика

В апреле текущего года в Казахстане было зарегистрировано 211,9 тыс. индивидуальных предпринимателей. Им меньше 29 лет. Это на 36,4% больше, чем в марте прошлого года. Такие данные приводит finprom.kz.

За год количество работающих частных предпринимателей увеличилось на 8,3% или 1,2 млн человек.

За год количество молодых предпринимателей увеличилось с 14,5% до 18,2%.

Среди индивидуальных предпринимателей, работающих до 29 лет, в гендерном распределении преобладает доля мужчин: 109,1 тыс. мужчин, 102,8 тыс. женщин. Если за год количество мужчин увеличилось на 24,7%, то количество женщин увеличилось в 1,5 раза. Так, количество работающих молодых частных предпринимателей увеличилось с 43,7% до 48,5%.

Также количество молодых частных предпринимателей, работающих в городах, составляет 158,4 тыс. человек, что на 38,3% больше, чем в прошлом году. Часть всех частных предпринимателей отрасли работает в селах: их число увеличилось на 30,9% до 53,4 тыс. человек.

Наиболее востребованной сферой услуг для молодых частных предпринимателей является оптовая и розничная торговля, а также ремонт автомобилей: здесь работает 73,6 тыс. частных предпринимателей, доля женщин составляет 49,9% или 36,7 тыс. человек. Далее по списку идут сельское, лесное и рыбное хозяйство: 15,4 тыс. частных предпринимателей, треть из них женщины. Замыкает тройку лидеров обрабатывающая промышленность: количество работающих здесь молодых частных предпринимателей составляет 12,4 тыс. человек, из них 61,7% женщины.

Доля молодых частных предпринимателей в возрасте до 29 лет преобладает в городах Алматы и Нур-Султан: 33 тыс. человек и 24,7 тыс. человек. Доля молодых предпринимателей невелика в Северо-Казахстанской (2,6 тыс. человек), Павлодарской (5 тыс. человек) и Акмолинской (5,5 тыс. человек) областях.

Особенности молодежного предпринимательства

Согласно статистике, около 300 миллионов молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет во всем мире являются безработными. Среди них около 20% обладают возможностью начать собственное дело и по разным причинам только 5% могут принять такое решение (Global Entrepreneurship Monitor Consortium 2013).

Причина выделения молодежного бизнеса как особой дифференциации предпринимательства заключается в том, что он обладает уникальными характеристиками, сильными и слабыми сторонами по сравнению с другими видами предпринимательства.

Сильные и слабые стороны молодежного предпринимательства:

  • высокая инновационная активность, инновационность мышления;
  • высокий уровень сбережений, гибкость позиций, скорость действий по освоению новых рынков;
  • высокий уровень возможностей систематически актуализировать свои предпринимательские знания и навыки в соответствии с изменяющимися требованиями производства и рынка;
  • потенциальная способность молодежи выдерживать высокие трудовые и нервные нагрузки, связанные с предпринимательской деятельностью, особенно на ее начальном этапе;
  • рисковая адаптивность молодежи.

Слабые стороны молодежного предпринимательства:

  • небольшой социальный опыт;
  • отсутствие деловой репутации;
  • слабые практические навыки применения экономических законов и механизмов;
  • проблема первоначального накопления капитала;
  • недостаточные личные контакты в сфере бизнеса и силовых структурах;
  • отсутствие защиты от влияния бюрократических структур;
  • крайняя активность заинтересованности в «теневом» предпринимательстве и незащищенность от влияния криминальных структур.

Эти характеристики выделяют молодежное предпринимательство в особую категорию и определяют основные задачи его поддержки: развитие сильных сторон и преодоление слабых сторон.

На сегодняшний день остается нерешенным ряд конкретных проблем, способствующих готовности молодежи к созданию собственных бизнес-проектов. Это может включать:

1. Социальное настроение. Предпринимательский дух, предполагающий готовность идти на риск и создавать новое, у молодежи остается слабым. Сегодняшняя молодежь все больше стремится к карьере в большом бизнесе или на государственной службе.

2. Прием предпринимателей массовым сознанием. Предприниматели как социальная группа не входят в группу профессиональных предпочтений молодежи. Предпринимательская деятельность у молодежи воспринимается в смысле преодоления трудностей, а не достижения успеха.

3. Содержание образования. В традиционных учебных заведениях даются только необходимые экономические знания, но не формируются мотивация и поведенческие навыки, необходимые для успешной предпринимательской деятельности.

4. Начальные условия. Меры поддержки малого бизнеса молодежи как социальной группы не дают видимых результатов. Административные, юридические и финансовые препятствия, препятствующие свободному доступу на рынок, продолжают сохраняться.

5. Неосведомленность молодежи об организациях, осуществляющих государственную поддержку малого бизнеса. По результатам опроса, проведенного в России (ICSI), только 18% респондентов знают о существовании таких организаций. Большинство опрошенных (69%) не знали о существовании подобных сооружений в городе. К сожалению, в Казахстане такие опросы не проводились.

Молодежь – самая активная часть общества. Она быстро реагирует на любые изменения в жизни и эффективно ими пользуется. Именно поэтому можно сказать, что молодые люди обладают значительным потенциалом и способностями к предпринимательской деятельности по сравнению с другими возрастными группами. Молодежное предпринимательство – очень сложная сфера, требующая особого внимания со стороны государственных органов. Его правильно организованная, целенаправленная поддержка обеспечивает развитие малого бизнеса в регионе, а это, в свою очередь, ведет к экономическому росту и повышению экономической привлекательности региона.

Однако молодые люди сталкиваются с большими трудностями при создании бизнеса. Эти проблемы связаны с финансовыми трудностями, а также недостаточной образованностью молодежи. Сюда входят высокие процентные ставки и налоги по кредитам, отсутствие начального капитала в руках молодых людей, ограниченность или отсутствие экономических и производственных связей из-за краткосрочности их деятельности и отсутствия опыта. Эти и другие проблемы необходимо решать посредством государственной поддержки молодежного предпринимательства. В связи с недостатком знаний молодежи о практических методах поддержки  возникает необходимость проведения различных акций, конкурсов, создания информационных баз в образовательных учреждениях.

Главный приоритет Концепции Молодежной политики — трудоустройство

Накануне министр информации и общественного развития Дархан Кыдырали доложил, что одним из ключевых направлений Концепции является профессиональное развитие сельской молодежи, в частности, реализация их потенциала через предпринимательство и обретение рабочей квалификации. В рамках этого до 2029 года планируется трудоустроить порядка миллиона человек, а также охватить молодых людей в селах курсами повышения цифровой грамотности и социальными услугами.

Вместе с тем продолжится работа с неустроенной молодежью (категория NEET) в городах. Так, на постоянной основе будет проводиться мониторинг их социального положения и самочувствия. Вовлекать данную категорию молодежи в продуктивную занятость планируется посредством расширения доступа к высшему образованию, профориентационной работы, финансовой поддержки бизнес-инициатив и других мер.

Кроме того, будет продолжен процесс по увеличению доли молодых людей в представительных органах власти и на государственной службе, а также вовлечению их в волонтерские, благотворительные и экологические инициативы. Параллельно с этим планируется реализация мер в области патриотического воспитания, популяризации здорового образа жизни, развития креативных кластеров в Астане, Алматы и Шымкенте, совершенствования работы центров поддержки семьи, цифровизации госуслуг для молодежи и т.д.

В своем выступлении премьер-министр отметил, что одним из основных приоритетов государственной политики является поддержка молодых казахстанцев. В этой связи принятие Концепции должно дать новый импульс развитию данного направления.

«В первую очередь необходимо системно подойти к трудоустройству молодежи. В Концепции запланирован охват 2,3 млн молодых людей трудоустройством. Это очень важный аспект, который должен быть реализован максимально эффективно», — сказал Алихан Смаилов.

Он подчеркнул, что государством выделяются значительные ресурсы на реализацию проектов и программ для молодежи, поэтому расширение их охвата будет содействовать снижению количества неработающих и неучащихся – категории NEET.

По словам главы правительства, доля такой молодежи в стране сегодня составляет более 6%. Самые высокие показатели NEET наблюдаются в Улытауской (12,6%), Восточно-Казахстанской (10,8%) и Карагандинской (9,2%) областях.

«В Концепции поставлена задача по снижению доли такой молодежи по республике до 3,5%, но для этого не получится работать «по шаблону». Нужно максимально гибко подходить к специфике работы с молодежью в каждом регионе. Более того, нужно постоянно работать над улучшением мер поддержки молодежи», — отметил Премьер-Министр.

Алихан Смаилов указал, что Министерству информации и общественного развития совместно с акиматами регионов нужно усилить информационную работу и «буквально дойти до каждого молодого человека, особенно в селах и категории NEET».

«Каждый должен увидеть свой шанс к успеху, найти работу, повысить профессиональный уровень», — подчеркнул он.

Кроме того, премьер-министр высказался о необходимости обеспечить четкую координацию деятельности молодежных ресурсных центров и закрепить конкретные задачи и KPI за их руководителями. По его словам, центры должны стать одним из важнейших звеньев в работе с молодежью – на местах предлагать пути решения озвучиваемых проблем.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter