В каких случаях АЗС привлекаются к административному наказанию за нарушение антимонопольного законодательства?
Руководитель Департамента Агентства по защите и развитию конкуренции Астаны Тимур Каленов в своем выступлении на Хабар 24 рассказал, в каких случаях АЗС привлекаются к административному наказанию за нарушение антимонопольного законодательства.
По его словам, не каждое ограничение в реализации ГСМ является нарушением антимонопольного законодательства, только в случае злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентных согласованных действий субъектов рынка, АЗРК принимает меры путем внесения уведомления о необходимости устранения нарушения или проведения соответствующей проверки.
В первую очередь АЗРК запрашивает сведения о наличии остатков и выясняет причины ограничения реализации.
Чтобы признать субъектов рынка в совершении антиконкурентных согласованных действий необходимо, чтобы доля каждого была не менее 5%, а общая совокупная доля составляла 35% и более процентов.
А в случае злоупотребления доминирующим положением доля субъекта рынка должна составлять не менее 35%, или не менее 15% при коллективном доминировании.
Но само по себе наличие занимаемых долей на рынке еще не говорит о нарушении. Необходимо доказать необоснованность при ограничении реализации — к примеру, имелись ли объемы нефтепродуктов в наличии, не превышали ли их обязательства имеющиеся остатки с учетом потребления каждого контрагента.
В целом в соответствии с Конституцией РК предусмотрено право каждого на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности.
В то же время вышеуказанная норма регулирует и ограничивает законом монополистическую деятельность. Такого рода ограничениями как раз и являются антиконкурентные согласованные действия и злоупотребление доминирующим положением, предусмотренные ПК РК.