Стоит ли осваивать не профессию, но навыки разобралась газета Айкын.
Онлайн-терапевт, биоэтик, экоаудитор, цифровой лингвист, корпоративный антрополог, медиа-полиция… Список новых профессий, которые, по прогнозам футурологов, будут востребованы в ближайшие 15-20 лет, можно продолжать долго.
Какие инновации отечественные высшие учебные заведения внедряют в свои образовательные программы с учетом требований рынка труда? Насколько можно доверять трендовым профессиям? Какие советы дают отраслевые эксперты тем, кто хочет зарабатывать, осваивая навык, а не профессию?
По словам Каната Оксикбаева, руководителя компании JOO.KZ, одной из самых эффективных реформ в сфере образования является предоставление вузам академической свободы. Это позволило создать образовательные программы по подготовке специалистов современных профессий.
«Это особенно хорошо видно в сфере информационных технологий. В вузах добавились новые специальности, такие как «Управление продуктом» (Product Management), «Наука о данных» (Data Science), «Эксперт AI».
Некоторые вузы обратились к инновациям в сфере управления и ввели новые специальности, такие как «City-менеджмент», «Урбанистика», «Предприниматели в креативной индустрии». Хотя для нашей страны это новые профессии, на Западе им обучают уже много лет», – говорит отраслевой эксперт.
Преподаватель Астанинского IT-университета Шынар Шакен:
«Читаю лекции на тему «Основы сторителлинга» студентам, изучающим «Цифровую журналистику». Я учу студентов, как сделать историю интересной. Сегодня этот метод рационально используется не только в журналистике, но и в диджитал маркетинге.
Кроме того, я также читаю лекции на тему «Фактчекинг». В западных странах есть специалисты по фактчекингу, которые не только проверяют информацию в крупных редакциях, но и показывают, как использовать ресурсы в поиске данных».
В последние годы в обществе муссируется мнение, что можно устроиться на работу, освоив определенный навык за несколько месяцев, а не получая четырехлетнее высшее образование. Канат Оксикбаев говорит, что этого тренда бояться не стоит.
«Сейчас стали появляться частные онлайн-университеты, онлайн-курсы, которые не подчиняются государству. Студента обучают от полугода до двух лет, выдают сертификат на основании полученных навыков, а потом он выходит на рынок и начинает работать.
Это здорово, что у людей появилось много вариантов. В ближайшем будущем университеты начнут больше ориентироваться на науку — их общая наиболее важная функция должна быть именно такой. Это приведет к тому, что университеты будут готовить ученых. Появится возможность поступить в колледж или на курс, чтобы получить другую специальности, и продолжать работать, осваивая необходимые навыки», — считает Оксикбаев.
Однако необходимо избегать принижения важности традиционных вузов. Эксперт говорит, что студент может добиться больших результатов в сообществе себе подобных, увлеченных одним и тем же делом или темой, по сути, обучая друг друга. А такую профессиональную научно-практическую среду можно создать только в вузе.