19 апреля в Астане прошла международная конференция по интереснейшей теме – «Регулирование игорного бизнеса: международный опыт и Казахстан». Выступили гости из ряда стран, представители казахстанского правительства и самой игорной индустрии. Среди ключевых докладчиков был основатель и CEO международной консалтинговой компании 4H Agency Илья Мачавариани, который ранее возглавлял сектор восточноевропейской игорной практики крупнейшей в мире международной юридической компании.
Илья предоставляет помощь по всем вопросам, связанным с глобальным бизнесом азартных игр. Его доклад был посвящен незаконным игорным онлайн-заведениям, которые через Сеть активно действуют во многих странах, включая Казахстан. Илья Мачавариани рассказал, какой вред наносят такие «офшорные» структуры и как в мире научились с ними бороться.
— Илья, в своем докладе вы подробно рассказали про то зло, которое в игорной сфере называют «офшорами» или «подпольными конторами». Но люди в Казахстане зачастую путают их с легальными букмекерами или казино. В чем опасность и отличия «офшоров»?
— Главная опасность офшорных сайтов именно в том, что они работают незаконно. А значит, не подчиняются никаким законам и нормам. С точки зрения государства это абсолютно бесконтрольный сектор экономики, причем он является одним из самых крупных теневых секторов. Этот бизнес абсолютно непрозрачен — власти не в курсе, что там происходит. Из-за таких структур формируется комплекс негативных явлений в игорной сфере, несущих огромный общественный вред, и хуже всего то, что государство на это никак не может влиять.
Вы часто видите в ленте, например, новости о самоубийствах из-за азартных игр. Так вот, исследования показали, что в девяти случаях из десяти причиной становится именно офшорный незаконный игровой сайт: подпольное онлайн-казино, онлайн-букмекер, онлайн-лото или лотерея. Владелец сайта находится где-то за тысячи километров в офшорной юрисдикции, у него нет никаких лицензий и прав вести бизнес в вашей стране, тем не менее он это безнаказанно делает, обманывая людей и загоняя в долги.
Именно нелегальные операторы игорной сферы, подпольно действующие в Сети, провоцируют все те негативные истории, которые у общества на слуху.
Следует иметь в виду, что легальный бизнес так никогда не поступает. Ему не нужны патологически зависимые люди (игроманы), ему не нужна дурная слава. Как и любой профессиональный бизнес, он заинтересован в позитивной репутации и не хочет, чтобы клиенты оказывались в долговой яме и сводили счеты с жизнью.
«Офшорные» незаконные бизнесы могут делать все что хотят, потому что физически их нет в этой стране, они не зависят от ее властей, не исполняют ее законов. А если местные власти обнаруживают подобные структуры в Сети, сделать ничего не могут. Да, в Казахстане занимаются их блокировкой, но при блокировании подобного сайта в течение часа открывается новый – так называемое «зеркало», и это может продолжаться бесконечно.
Бесконтрольная реклама сайтов «офшорных» игорных сайтов в интернете привлекает несовершеннолетних, и это большая социальная проблема. В целом невозможность контроля и противодействия таким структурам порождает целый комплекс проблем – от множества личных человеческих драм и семейных трагедий до беспрепятственного вывода из страны огромных капиталов без каких-либо налогов.
Часто «офшоры» практикуют и прямое воровство средств у людей: нередки случаи, когда подобные онлайн-сервисы внезапно списывают с аккаунта клиента деньги или не перечисляют человеку его законный выигрыш. И такой игрок ничего не может сделать, не поможет даже обращение в полицию, потому что владелец сайта находится далеко, вне юрисдикции вашей страны.
— Как вы оцениваете объем теневого «офшорного» игорного рынка в РК?
— В стране огромный теневой сектор подпольных онлайн-заведений. Впрочем, как и в любой стране, где у внешних игроков в Сети есть возможности не соблюдать местное национальное законодательство. В Казахстане, как и везде в мире, обороты незаконных онлайн-заведений игорной сферы в 4-5 раз превышают обороты местного легального бизнеса. Зная, например, сколько лицензированные букмекеры Казахстана выплачивают налогов в год, можно смело умножать эту цифру на 5, тогда вы увидите примерную сумму, которая проходит мимо казны страны, оседая в карманах нелегалов.
— Что вы считаете в Казахстане основным препятствием для развития «белого» рынка в игорной сфере?
— Не думаю, что здесь есть препятствия. Есть неиспользованные возможности. И главной среди них может стать именно регулирование, стимулирующее развитие легального бизнеса и создающее реальные проблемы для незаконных структур.
Радуют те инициативы, о которых говорил в своем выступлении на сегодняшнем саммите вице-министр культуры и спорта Казахстана: готовится ряд профильных законопроектов, которые будут в скором времени приняты. Все это нужно делать: законодательство в этой отрасли должно работать как идеально выверенный механизм.
Следует учитывать, что в отличие от многих других индустрий, сфера игорного бизнеса является глобальной. И не только потому, что она присутствует повсюду благодаря всемирной Сети, но и потому, что существуют тесные связи между разными «этажами» этой индустрии и с государственными ведомствами-регуляторами.
Наилучшие условия для государства и потребителя сформировались в тех странах, где такое взаимодействие эффективно. Где у государства и бизнеса есть понимание общих целей, таких как защита потребителя от нелегальных фирм-мошенников, предупреждение нездоровой зависимости от ставок, обеспечение открытости и прозрачности бизнеса.
Например, одна известная в мировой букмекерской индустрии международная организация, расположенная в Великобритании, специально была образована рядом крупнейших компаний в этой сфере. Все эти компании были слишком велики, чтобы в новых для себя странах, куда впервые заходит их бизнес, лоббировать более правильное и эффективное регулирование.
Осознав, что в данном вопросе придется конкурировать между собой, они решили отказаться от такого соперничества и объединить усилия. В результате теперь в целом ряде стран, включая и некоторые государства региона Центральной Азии, им удается последовательно доносить до государства свою консолидированную позицию по самым разным вопросам: от внедрения принципов ответственной игры до необходимости борьбы с нелегальными офшорными участниками рынка.
То есть у бизнеса и государства должна быть единая логика мышления, поскольку сама игорная индустрия очень сложная и неоднородная. Это действительно непростой бизнес.
Возьмем, например, наличие у легальных компаний незаконных офшорных конкурентов, активно стремящихся туда, где им проще ловить рыбку в мутной воде, то есть в те страны, где власти меньше разбираются во всей этой проблематике и пока не научились ставить жесткие заслоны, например, по транзакциям средств, проводимым «нелегалами». Или возьмем проблемы с рекламой игорных заведений, где тоже везде все по-разному. Или вопросы онлайн-учета несовершеннолетних игроков, которые не должны получать доступа к игре ни при каких обстоятельствах.
А поскольку со всеми этими проблемами сталкивались госорганы и бизнес во множестве разных стран, в мире уже давно выработаны оптимальные решения и инструменты, доказавшие свою эффективность. Для любой страны, не только для Казахстана, важен глубокий анализ и имплементация этих решений у себя на локальном уровне, с адаптацией к местным условиям и правовому полю. Необходимо делать это таким образом, чтобы легальный бизнес получал наилучшие возможности, чтобы лучшие «белые» легальные операторы стремились попасть в вашу юрисдикцию.
— А какие это инструменты? Какие решения необходимо внедрять?
— Во-первых, это инструменты защиты инвестиций, включая и борьбу с «офшорными» игроками – то, о чем мы говорим сегодня. Во-вторых, это рациональная экономическая и правовая среда – комплекс регламентов и норм, позволяющий как бизнесу, так и его клиентам чувствовать себя уверенно, быть защищенными.
Бизнесу нужно оптимальное сочетание налогового регулирования и требований к деятельности, а также отсутствие незаконных конкурентов, которые везде, где имеют доступ к рынку, априори имеют лучшие условия, так как не платят налогов и не соблюдают закон.
Государству нужен цивилизованный, четко отрегулированный и прозрачный рынок, обеспечивающий высокие поступления в бюджет и безопасность для граждан. Рынок, куда полностью закрыт доступ незаконным (тем же «оффшорным») игрокам.
Для клиента игорной индустрии важна возможность интересно проводить время, занимаясь своим любимым хобби, и быть при этом уверенным, что его не обманут, все будет честно, а также что ему не дадут попасть в болезненную зависимость от игры.
Важно понимать, что условия должны быть приемлемыми для бизнеса. Большая ошибка, которую часто совершают госрегуляторы на новых рынках, – недооценка данного фактора. На днях пришли новости из Бразилии, где власти определили слишком высокую налоговую ставку для букмекерских компаний. Реакция бизнеса в мировых медиа была однозначной: слишком дорого, мы не сможем так работать.
Существует общеизвестный набор инструментов, основанный на опыте глобальной игорной индустрии. То есть, условно, если мы снижаем лицензионный платеж, при этом поднимаем налоги до определенного рационального уровня, вводим прогрессивную ставку налогообложения в привязке к обороту конкретного оператора, мы стимулируем развитие рынка, позволяя развиваться новым компаниям, выходящим на этот рынок впервые.
Нужно внедрять регулирование, доказавшее свою эффективность в развитых странах, адаптируя его к местным условиям и экономической среде.
— Каков наилучший способ борьбы с «офшорными», нелегальными участниками рынка?
— В первую очередь это стимулирование легальных операторов, создание условий, при которых работать легально в данной стране выгодно и интересно.
Необходимо четко дать понять «офшорным» компаниям, что здесь у них ничего не получится: все ваши нелегальные сайты мы заблокируем, как заблокируем вам и все платежи.
А еще внесем вас в черный список, и вы уже никогда не сможете получить лицензию в этой стране. А еще предадим всему этому огласку, сообщим в СМИ. Сообщим также и госрегулятору вашей страны, что вы нарушаете наши законы, пытаясь работать онлайн без лицензии.
Нужно дать понять компаниям, действующим легально: ваши инвестиции защищены, вы можете у нас работать спокойно. В идеале государство должно регулировать индустрию не запретительными мерами, а стимулирующими, видя в бизнесе, работающем официально по лицензии, своего союзника как в борьбе с «офшорами», так и в контроле самой индустрии азартных игр.
В развитых странах распространены цифровые системы мониторинга, через которые государство постоянно видит, как работает бизнес, получая отчетность напрямую от операторов. И операторы там говорят: да, о-кей, мы согласны. Для нас выгодно, когда государство видит, как мы работаем, и понимает, что мы работаем законно. И напротив, для нас невыгодно находиться в «полутени», когда нас могут обвинять в каких-то грехах, формируя негативный информационный фон, когда общественное мнение может усомниться в порядочности и открытости нашего бизнеса.
Мы знаем, что есть чрезмерно азартные люди, которые рискуют получить проблемы со здоровьем и личными финансами из-за нас. И мы стремимся к тому, чтобы их не было среди наших клиентов. Мы хотим, чтобы для каждого клиента это было просто хобби и развлечение.
— Сегодня во время кофе-брейка одна из гостей форума упорно спрашивала всех: «А почему нельзя вообще запретить игорный бизнес?» Что бы вы ей ответили?
— Запретить нельзя, потому что история давно научила нас: запреты не являются действенными — как, например, попытки запретить сигареты или алкоголь. Конечно, законодательно можно ввести какие угодно ограничения, но вопрос в том, реально ли эти запреты исполнить.
В этом плане запрет азартных игр такой же декларативный, как и любой другой. Зато подпольным участникам рынка, офшорным операторам, криминальному бизнесу это только на руку.
Возьмем пример Китая, где азартные игры запрещены полностью, такой «абсолютный китайский Firewall». Там создана своя внутренняя цифровая среда, обеспечивающая через Сеть тотальный контроль за населением. И что в результате? Несмотря на самые жесткие и даже жестокие меры, Китай на сегодня является одним из самых больших черных рынков в мировой игорной индустрии.
Или можно вспомнить времена СССР, где азартные игры на деньги подпадали под тяжкую уголовную статью. Но это не мешало частным дельцам организовывать в своих домах или где-то на дачах целые подпольные игорные дома. Поучительна и история столетней давности с «сухим законом» в США: разве американцы стали тогда непьющей нацией?
Опыт показывает, что результатом запретов становится только формирование огромного черного рынка, где уже точно нет никаких законов и правил, где все контролирует криминал, а деньги оседают в карманах преступных группировок и утекают из страны. Ни Казахстану, ни любой другой современной стране это точно не нужно.