Электросамокаты в Казахстане становятся острейшей социальной проблемой, и даже с жертвами. Власти пока закрывают на это глаза, но депутат Екатерина Смышляева попыталась систематизировать этот вопрос.
«Статистики по пострадавшим на тротуарах от наездов электросамокатов гражданам не ведется ни одним уполномоченным органом. О ситуации мы можем судить только по собственному опыту, отдельным вопиющим случаям в СМИ и социальным сетям.
К сожалению, к принятию новых видов транспорта не готова прежде всего наша инфраструктура
Протяженность велодорожек в РК не превышает 500 км, кроме того, все они сконцентрированы в двух мегаполисах. Выделить для движения хотя бы цветом крайнюю полосу тротуаров тоже довольно сложно, учитывая их нестандартно маленькие размеры и изношенное покрытие.
Есть вопросы и к состоянию обочин, проезжей части (ширина дорог и полос). К конструктивному соседству не готовы ни водители самокатов, ни пешеходы. Кто, кому и когда должен уступать, как себя вести и т. д. Не готовы и водители автомобилей.
Нет инструментов администрирования и контроля у полиции в отношении новых средств
И если с последними моментами можно справиться на уровне законов и подготовки, то с инфраструктурой вопрос не решается уже долгое время. И вряд ли будет решаться. Не стимулировало ни появление велодорожек, ни желание заниматься спортом, ни иные причины.
На фоне этой глобальной неготовности идет безграничный ввоз новых и новых моделей техники. Цена немаленькая, но в целом доступна. Эти покупки формируют парк личных электросамокатов, который пока нигде и никак не регистрируется.
С другой стороны, на городское пространство наступают шеринговые компании.
В мире кикшеринг является одним из прибыльных и капиталоемких видов бизнеса, а его лобби-интересы во многом превосходят робкий голос пешеходов
Парк техники такие компании увеличивают кратно. При этом в процесс пользования самокатами вовлекаются неопытные и случайные люди, дети и подростки. Это та реальность, с которой мы сталкиваемся сегодня.
Приступили с коллегами к первому этапу регулирования движения электросамокатов, потому что завтра может быть поздно.
Сказать по правде,
ни в одном законопроекте еще не сталкивалась со столь дерзким и агрессивным давлением бизнеса
При отстаивании своих интересов наша (а вернее не совсем наша) шеринговая индустрия даст фору многим отраслям и в буквальном смысле «переедет» любого. Хотя для бизнесменов это отличное качество. Их ответственность, безусловно, заслуживает отдельного законопроекта и должна быть в обязательном порядке: от регистрации пользователей до идентификации самокатов, организации стоянок (проблема брошенных самокатов) и другое.
Мы начинаем регулировать движение электросамокатов, потому что без регулирования уже опасно. Но полноценные регуляторные инструменты не будут работать, если не будет готова инфраструктура.
Время принимать решение. Мы хотим и будем развивать новый транспорт? Тогда нужно сегодня же пересмотреть отношение к созданию для него инфраструктуры
А если мы не планируем развивать инфраструктуру, тогда надо отважиться взять международную практику запрета.
Все остальное работать не будет.
Мягкое регулирование мы будем вынуждены менять на жесткое, а при росте числа пользователей и развитии бизнеса это будет очень болезненно.
Закончу пост анекдотом. Хотя не так уж это и смешно. На такие вот фобии вся надежда. «Если в новой редакции ПДД запретят кататься на электросамокате в нетрезвом виде, придется его продать, потому что я в трезвом виде на нем ездить боюсь…»