Почему Алихан Смаилов нужен здесь и сейчас?
Общественные дискуссии, особенно в сетях, показывают, что многие казахстанцы еще не до конца осознали, какие политические процессы запущены в стране и каким образом это может повлиять на их жизнь. Но уже сейчас понятно, что как прежде, не будет. Страна вступила на путь демократических изменений. Начало положено. Первые важные шаги сделаны.
Новый политический сезон — новые партии, новые лица
Прошедшие 19 марта внеочередные выборы в мажилис заставили понервничать даже бывалых политиков, ведь их точный исход никто не мог спрогнозировать. Из «Нур Отана» ещё в прошлом 2022 году вышел президент, дав понять, что «любимчиков» не будет и отныне глава государства имеет надпартийный статус и равноудален от всех партийных игроков. Партия провела ребрендинг, переименовавшись в Amanat.
Тройка лидеров – Amanat, «Ак жол» и Народная партия Казахстана – представленная в парламенте Первой Республики в нескольких сезонах подряд, рисковала потерять свои позиции. Кроме того, на небосклоне появились конкуренты — партии, впервые зарегистрированные в стране за несколько лет, новые свежие лица. Добавьте к этому, одномандатников, самовыдвиженцев, некоторые из которых были известны всей стране своим активным участием в соцсетях, благотворительностью.
На сегодня итоги выборов всем известны. Мажилис впервые за долгие годы был сформирован из 6 партий – Аmanat, «Ауыл», «Ак жол», НПК, «Respublica», ОСДП. Ауыл – впервые вырвался на республиканский уровень. Всегда оппозиционная к власти ОСДП – впервые признала выборы легитимными и участвовала в них, показав, что имеет электоральную опору, пусть и незначительную. «Respublica» названа феноменом, но очевидно, что ей предстоит доказать, кто же она на деле — искусственный проект Акорды, лоббистская группа тех, кто стоит за ней, политическая игрушка сетевых «золотых мальчиков» или серьезная растущая политическая сила?
Гражданская активность нашла выход в одномандатных избирательных округах. 29 депутатов выиграли в реальной конкурентной борьбе и этот тренд будет только усиливаться.
Что дальше?
Какие задачи поставлены перед депутатами, и как собственно, это должно отразиться на нас, простых казахстанцах?
На открытии новой парламентской сессии перед депутатами выступил президент, он поставил основные задачи на ближайший период. Выступление Токаева перед парламентариями, всем политическим истеблишментом, присутствовавшим в зале, можно расценивать как «упреждающее» действие: вот проблемные точки, давайте решать их вместе. К слову, президент своим выступлением дал четко понять, что не стоит играть в популистские игры, необходимо сообща преодолевать накопившиеся в обществе проблемы.
«Он обратился в своем выступлении абсолютно к каждой партии. Это же впервые в истории современного Казахстана, когда сразу шесть партии вошли в Мажилис. Как говорится, от каждого по способности. И Президент это хорошо знает и понимает. «Ак жол» и «Respublica» он просил быть активными в вопросах развития среднего и малого бизнеса, «Ауыл» должна решать вопросы аграрного сектора, Amanat — развивать концепцию слышащего государства, а ОСДП и НПК он призвал проявить особую активность в решении социальных вопросов», — говорит известный эксперт, профессор Рустем Кадыржанов.
Президент обозначил своего рода дорожную карту для парламентариев, и обратил внимание депутатов на ряд важнейших законопроектов.
Одним из первых в этом списке Токаев назвал уже подготовленный правительством и генпрокуратурой законопроект по возврату незаконно выведенных активов. По словам президента, эти средства должны быть направлены исключительно на развитие страны. Как бы наше правительство не рекламировало свою работу по возврату незаконно выведенных активов, не все здесь, судя по всему, гладко. Миллионы долларов уходят из страны и оседают на зарубежных счетах. В обществе есть мнение, что к ответу необходимо призвать всех, не взирая на статусы, прежние ранги, должности и родственные связи. Все такие деньги должны идти на благо стране. И эти вопросы поднимают как ОСДП, так и отдельные депутаты-самовыдвиженцы, которые не обременены партийным уставом и выражают мнение своих избирателей.
В оперативном режиме должны быть приняты 3 законопроекта по электроэнергетике, которая не терпит отлагательств. Все мы помним прошлогодний блэкаут в нескольких областях Казахстана, резонансные аварии, которые стали результатом накопившихся проблем в энергетике. Настало время расчищать проблемы и прежде всего необходимы решения на законодательном уровне.
Особое внимание уделено правильному планированию бюджетных процессов. Растут расходы на обслуживание госдолга, не снижаются трансферты из Национального фонда, сохраняются проблемы с эффективностью освоения бюджетов всех уровней. Президент говорит о необходимости повышения культуры общества в вопросе рационального и эффективного использования сырья и умении учиться жить в условиях жесткой экономии как в быту, так и на уровне государства. Это мировая практика. Те времена, когда бесцельно и бесконтрольно расходовалось все, уходят в прошлое.
В этой связи глава государства обратил внимание парламентариев на проект нового Бюджетного кодекса, который будет внесен в парламент в текущем году. Кроме того, по словам президента, предстоит принять новые градостроительный, водный кодексы. Правительству предстоит утвердить план энергоэффективности и рационального потребления товарного газа, принять концепцию развития сельских территорий и национальный план развития инфраструктуры.
Особо важно, государство никогда не прекратит поддерживать социально уязвимые слои населения, но в то же время не потерпит иждивенчества.
Строить новую экономику без знаний и инноваций нереально. Это меняет в стране роль науки. На днях был подписан указ, согласно которому Национальная академия наук приобрела особый статус, что дает надежду, что наука максимально приблизится к потребностям общества.
Все задачи, поставленные президентом на ближайший период, потребуют от всей законотворческой ветви власти не только мобильности, но и ответственности, быстроты реакции на злободневные вопросы общества.
Коней на переправе не меняют
Таким образом, в парламентской речи 29 марта президент обозначил свое видение дальнейших реформ. Не только политических, — здесь обозначен новый конкретный шаг, прямые выборы акимов 45 районов и городов областного значения, — но и социально-экономических. По сути, предложена экономическая программа Нового Казахстана. И здесь интересно, как партия, набравшая большинство голосов, а это Amanat, воспользовалась правом выдвинуть кандидатуру премьер-министра. Им, как известно, стал Алихан Смаилов, прежний глава Кабмина. Его переназначение вызвало неоднозначную реакцию в обществе и дискуссии, что люди ждут новых лиц. Эти баталии – именно тот плюрализм мнений, о котором так настойчиво все мы говорили. Однако, в словесных баталиях в сетях, важно не забывать, что суть происходящей политической либерализации – сделать власть прозрачной, эффективной и подконтрольной. Механическая перетасовка кадров — не суть реформ. И если «коллективный разум» парламента (причем не только парламентского большинства в лице «Аманата», но и вкупе с консультациями с главами партийных фракций, которые провел президент) посчитал возможным пока оставить во главе Кабмина Алихана Смаилова – значит, на то были веские доводы.
Во-первых, за прошедший год Смаилов стал реально держать руку на управленческом пульте, фактически в трудный кризисный период он состоялся как Премьер-министр, который понимает, что надо делать, как это делать и делает, добивается конкретного результата. Это важное качество нужное сейчас.
Во-вторых, прогнозы развития мировой экономики неблагоприятны. На глазах происходит серьёзное ухудшение международной геополитической ситуации. Мир, и наша страна, как часть глобальной экономики, перед угрозой глубокого всестороннего кризиса, и не только экономического, продовольственного, валютного, военно-политического, миграционного… В этих условиях важно организовать работу правительства и исполнительной власти таким образом, чтобы и бизнесу, и налогоплательщику, и обществу и государству было понятным, как будет идти реализация поставленных задач и когда мы получим результаты. Смаилову не нужно время для раскачки – он включится сразу в работу как профессионал.
В-третьих, мы знаем плюсы и минусы Смаилова именно как премьер-министра. Президент открыто и прямо высказал свои требования и замечания, касающиеся работы правительства. Это своего рода карт-бланш, но и стимул – своего рода «точки роста» для него. Да и новый состав мажилиса – партийный фракции, особенно оппозиционные и независимые депутаты — не дадут расслабиться лично премьеру и новому правительству.
Распрощаться с ключевой фигурой по типу «новой стране новый премьер», — это примитивное представление о курсе реформ, о начавшемся обновлении жизни страны и общества. Мы только в начале пути. К лучшему. Времени на раскачку нет. Надо идти дальше вперед. Вместе как единый народ.
Автор: Жан Даради
Источник: Центр перспективных исследовании «NIKA group»