За годы независимости разрыв между самыми богатыми и самыми бедными казахстанцами увеличился в четыре раза, пишет газета Егемен Казахстан.
Число людей, живущих в бедности, достигло 5,1%. В прошлом году этот показатель составлял 4,9%. Это официальная статистика. Однако по данным Всемирного банка, уровень бедности в Казахстане в 2021 году составлял 8,6%. То есть к бедным относятся 1,2 млн казахстанцев.
Политолог Сайфулла Сапанов говорит, что «бедность – это болезнь, которая развивается вместе с человеческой цивилизацией» и что полностью ее искоренить невозможно.
«Разница между богатыми и бедными — проблема, общая для всех государств. Бедность усилилась в Европе и США, России и КНР, Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Например, по последним данным, США – третья страна в мире по уровню неравенства после Турции и Чили. В США коэффициент разрыва между богатыми и бедными равен 0,39. Испания – страна, возглавляющая черный список по этому показателю в Европе. Там коэффициент достиг 0,34. На это есть несколько причин. В последнее время заработная плата населения в целом росла слишком медленно. А сколько людей остались без работы и жилья из-за высоких цен на жилье?
Кроме того, многие американцы и европейцы берут кредиты на высшее образование и не в состоянии их погасить. Поэтому важно, что президент Токаев поднял этот вопрос на первом заседании нового мажилиса. Это важный шаг к созданию социального государства.
Социальная классификация у нас появилась после распада СССР, в период перехода к рыночной экономике. За последние 30 лет разрыв между богатыми и бедными увеличился из-за неправильной политики. Предпочтение отдавалось крупным компаниям и монополиям. Возможно, тогда это было оправданно законом рынка, стране нужны были быстрые доходы. Но сейчас мы наблюдаем процесс «люмпендирования» народа, в том числе и казахов. И процесс набирает обороты.
К тому же в период 1990-2000 расцвел «социалиный шовинизм». В частности, это проявляется в назначении небольшой зарплаты, а то и в ее невыплате. Сейчас в стране это довольно распространенная практика, особенно в отношении гастарбайтеров и студентов. Если посмотреть на анализ официальных доходов населения, в некоторых регионах бедными считаются уже 30%».
Социолог Айдын Лукпан считает, что человечество никогда не станет социально-равноправным, но надо стремиться к этому в отдельно взятом государстве.
10% богатства нашей страны находится в руках небольшой группы. Остальные живут в нищете. Чтобы это устранить, нужно сблизить очень богатые и очень бедные группы, создав средний класс. То есть для роста и развития государства нужен класс, способный удовлетворять общественные нужды и запросы.
С политической точки зрения средний класс считается стабилизатором государства. Его представители являются основными налогоплательщиками, что важно с экономической точки зрения. В странах Запада доля среднего класса составляет 65-70%. В Казахстане, к сожалению, по результатам социологических исследований, всего 30-35%.
Еще одна проблема в том, что в казахстанском обществе существует понятие «шүкіршілік», то есть довольствоваться тем, что есть. Месяц зарабатывают, а потом полгода живут на эти деньги, надеясь, что их кто-нибудь опять позовет «пошабашить».
Январские события является следствием отдаления власти от народа, нерешенности социально-экономических проблем, возможности политической социализации граждан. Люди не знали, где искать «правду». И проблема не решается разовой раздачей «42 500 тенге». Средний класс в стране сформируется только в том случае, если политические, экономические и социальные реформы будут дополнять друг друга.
Для этого правительству следует продолжить системную работу по стимулированию конкурентоспособности малого и среднего бизнеса, поддержать работу микрокредитных организаций, в том числе за счет государства, создать новые рабочие места. Формирование сильного среднего класса открывает путь к новой эпохе в развитии «Справедливого Казахстана».
Чтобы увидеть снижение уровня бедности, необходимо планомерно реализовывать программы, такие как адресная социальная помощь, не оставляя на уровне документов. Можно даже сказать, что расширение доступа к жилью и возможности трудоустройства, это не столько экономические реформы, а скорее выверенная внутренняя политика страны.