В этом году исполняется 100 лет со дня рождения кинорежиссера, заслуженного деятеля Казахстана Амена Хайдарова, который заложил основу казахской мультипликации, пишет газета Егемен Казахстан.
В прошлом году при киностудии «Казахфильм» было создано творческое объединение «Казаханимация». Это дало новый толчок развитию отечественной мультипликации. В связи с этим мы недавно беседовали с режиссером Жанибеком Оразали, руководителем творческого объединения «Казаханимация». Разговор шел об актуальных вопросах в сфере отечественного мультфильма.
– Жанибек Нурбекулы, начнем наш разговор с выдающегося творчества Амена Хайдарова. Вы лично знали его?
– Конечно, считаю, что быть учеником Амена ата – это подарок судьбы. Специалисты анимационного киноискусства знают его как «отца казахской анимации». В 1967 году молодой специалист, окончивший ВГИК в Москве, создал первый анимационный фильм «Қарлығаштың құйрығы неге айыр?» Молодому мультипликатору было непросто это сделать, поскольку в то время никто и не думал производить казахские мультфильмы. Однако Камал Смаилов, руководитель киностудии, поддержал молодого режиссера.
Также Амен ата открыл кафедру мультипликации в Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова и в этой области сформировал пул специалистов, помог открыть академическую анимационную студию на базе киностудии «Казахфильм».
– Какие мероприятия запланированы к столетию выдающего деятеля?
– Министерство культуры и спорта планирует отметить столетний юбилей Амена Хайдарова по всей республике. Мы обратились в министерство с инициативой назвать его именем улицы в Астане, Алматы, Караганде, Кокшетау. Министерство нас поддержало.
Кроме того, планируем провести в регионах неделю анимационного кино, на которой будут показаны работы не только Амена Хайдорова, но и все лучшие анимационные картины, снятые к этому моменту.
– А теперь давайте перейдем работу творческого объединение, которое вы возглавляете, какая работа проделана за год?
– Наша ассоциация работает в двух направлениях. Первое – анимационное производство, второе – подготовка специалистов. В прошлом году творческое объединение получило по конкурсу 167 сценариев. Отобранные из них 20 анимационных проектов были отправлены в производство. Другими словами, 20 анимационных студий в Алматы, Астане, Шымкенте, Туркестане, Петропавловске создали 20 пятиминутных анимационных фильмов, и все очень качественные.
Могу сказать, что лучший мультфильм – это «Айбынды аула» шымкентской студии «Сак». Авторский фильм «Үндеме» столичной студии AUA тоже на высоком уровне, в ближайшее время его можно номинировать на премию «Оскар». В то же время такие проекты, как «Бақа шабақ», «Толағай», «Мақта қыз бен марғау», «Ботай» тоже могут выйти на мировые конкурсы, если получат поддержку. А мультфильм «Стеллер» студии DGK доказывает, что у нас есть анимационная студия, освоившая новые технологии не ниже мирового уровня.
– Какие особенности создания анимационного фильма, о которых мало кто знает?
– Некоторым кажется, что мы создаем анимационные работы играючи, за компьютером. Например, для движения одного персонажа за секунду обрисовывается 24 кадра. То есть на пять секунд мультфильма специалисту требуется неделя, а иногда и месяц. Это тяжелая работа, которая требует упорства и усидчивости.
Анимационные фильмы создаются с помощью компьютерных технологий, которые сегодня стремительно развиваются. И если мы не освоим их вовремя, отечественные мультфильмы не будут востребованы. Именно поэтому наши специалисты в постоянном поиске.