Известны китаевед Адиль Каукенов в своем телеграм-канале рассказал о нюансах телефонных переговоров лидеров Китая и Украины.
«Более года с начала российско-украинского конфликта прямых переговоров между председателем Си Цзиньпином и президентом Зеленским не было. Это при том, что сам председатель Си плюс целый пул высшей элиты Китая не просто контактировали с Кремлем, а посещали Россию в условиях тяжелейшего политического давления Запада.
Собственно, этот конкретный факт давал возможность обозревателям говорить об информационной и политической поддержке Пекином России.
Ответ на это дает целый ряд статей, опубликованных в журналах крупнейших китайских мозговых центров, где дается анализ текущей ситуации в Восточной Европе.
Главный вывод, на котором сходится целый ряд китайских авторов – это то, что
в современном конфликте такого масштаба военной победы ни для одной из сторон, да еще и в кратчайшие сроки, просто не будет
То есть китайские авторы уверенно говорят, что надежды Запада на полный разгром российской группировки, а впоследствии обвал российской экономической и политической системы несостоятельны. Также абсолютно нереален сценарий российских медиа о скором поражении ВСУ и усталости Запада от военно-экономической помощи Киеву.
В качестве вполне вероятных прецедентов указывается десятилетние югославские войны, ирано-иракская война, длившаяся десять лет, неутихающий уже двенадцать лет конфликт в Сирии, поражение американского контингента после двадцати лет пребывания в Афганистане и т. д. и т. п.
Понятно, что изначальное нежелание Пекина активизировать свои контакты с Киевом объяснялись нежеланием обострять отношения с Москвой, тем более в условиях, когда было неочевидно, как будет идти война.
Но судя по тому, что председатель Си не просто поговорил с Зеленским, а отрядил опытного дипломата Ли Хуэя в качестве главы делегации по урегулированию украинского кризиса, означает:
в Китае реально опасаются, что Россия может не выдержать такого темпа противостояния, а потому конфликт пора останавливать
Причем Китай нашел союзника в лице президента Франции Макрона, который также рвется примерить лавры миротворца. И надо заметить, что в этом качестве у Парижа есть огромный потенциал, несмотря на критику о предательстве атлантического единства.
Вопрос заключается теперь в том, каковы будут условия перемирия под китайско-французским патронажем?
Здесь открывается широкое поле для дипломатической борьбы.
В Киеве прекрасно понимают внутреннюю мотивацию Китая, поэтому хотя некоторые медийные горячие головы советовали офису Зеленского признать Тайвань, тем самым разорвав отношения с Пекином.
На Банковой прекрасно отдают себе отчет, что удержать Китай от военной помощи России — это серьезная и важная дипломатическая задача,
ради которой нельзя пестовать обиды.
Поэтому Зеленскому также был важен звонок Си Цзиньпина, так как есть возможность удержать Китай в качестве условно нейтральной державы, несмотря на американо-китайские противоречия. К тому же если ВСУ удастся провести анонсированное контрнаступление, возможно, дальше потребуется переговорная площадка, где Пекин совместно с Парижем должны будут убедить Москву отказаться от жажды реванша.
Практически сразу после состоявшихся переговоров Украина наконец назначила своего посла в КНР Павла Рябикина, задача которого будет удерживать статус Quo по невмешательству Китая».