В китайском городе Сиань стартовали встречи министров иностранных дел Центральной Азии и Китая. В частности, казахстанский министр Мурат Нуртлеу встретился с китайским министром Цин Ганом.
Известный казахстанский китаевед Адиль Каукенов прокомментировал эти встречи в своем телеграм-канале:
«Формат «С5+Китай» довольно любопытная тема, так как он развеял очень много мифов, но создал и новые вопросы в геополитической ситуации Центральной Азии.
Главный миф, который очень любили транслировать эксперты на различных ивентах, что Китай в общении с центральноазиатами не любит многосторонний формат, предпочитая решать дела один на один.
Намек понятен, Пекин исповедует политику «разделяй и властвуй», а вот, например США или Россия, наоборот, щедро предлагают многосторонние форматы, где страны ЦА могут выработать единую политику.
Однако парадокс в том, что многосторонние переговоры вызывали опасения у небольших стран, как например Кыргызстан или Таджикистан, которые опасались сговора более крупных соседей, которые будут использовать совместный режим, чтобы за их счет решить свои проблемы. И это тоже миф, который разбился после того, как С5+ заработал.
Другой парадокс заключается в том, что даже совместно вести диалог с великими державами крайне непросто, ведь мировые столицы умело используют малейшие внутренние противоречия и слабости региона. Собственно говоря, статус «великих» эти страны получили не за благотворительные акции или простоватую наивность, а за изощренную дипломатию, подкрепленную военной и экономической силой, которую не стесняются использовать при каждом удобном и неудобном случае.
Тем не менее у стран региона есть общие интересы, поэтому несмотря на обострившиеся конфликты между Кыргызстаном и Таджикистаном, формат С5+ нашел свою нишу. Тем более подозрительность внутри Центральной Азии слегка уменьшилась, за счет решительного потепления отношений между двумя крупнейшими странами региона: Казахстана и Узбекистана.
В любом случае Китай активно поддержал региональные форумы на высшем уровне в режиме Китай+ЦА. Китайские политики и эксперты не устают повторять, что проекты Поднебесной в Центральной Азии носят региональный характер, поэтому Китай больше других заинтересован в тесной координации.
Интерес центральноазиатов в формате С5+ лежит на поверхности, о нем пишут и говорят уже десятилетиями: Центральной Азии необходима скоординированная позиция, чтобы страны региона не конкурировали между собой за «пряники» от великих держав или поодиночке боялись «кнута», а могли отстоять общие интересы и реализовывать масштабные проекты».
Но главный вопрос, как преодолеть национальный эгоизм и недоверие? Задача далеко не из тривиальных, ряд буксующих региональных проектов этому яркое свидетельство. Однако стимул также очень силен: выжить в обостряющихся геополитических штормах в одиночку будет непросто.
Здесь на ум приходит все та же притча о прутьях и венике, которая никогда не теряет своей актуальности».