Многие родители девочек-подростков с уверенностью говорят, что переживают худший период в жизни: настолько тяжелым становится характер ребенка.
Как благополучно выйти из нескольких типичных жизненных ситуаций, рассказали психологи.
Вопрос от читателей: «Моя 14-летняя дочь много мне хамит и дерзит. Я понимаю, что у нее гормональная перестройка, но все равно чувствую растерянность и даже страх. Как мне вести себя с дочерью? Как поставить ее на место?»
Отвечает семейный психотерапевт, вице-президент Ассоциации семейных психотерапевтов и психологов РК Ирина Волкова:
— В конфликтных ситуациях обычно бывает три формы поведения. Первая – агрессивная, когда на дерзость и крик отвечают тем же самым, вплоть до рукоприкладства. Вторая – пассивная, когда человек игнорирует претензии. Третья – манипуляция, угроза забрать что-нибудь в ответ на плохое поведение.
Родителям на заметку: все три варианта проблему не решают.
Правильный путь – ассертивное поведение, когда обе стороны конфликта знают свои права
Но это путь для людей, которые умеют общаться и находят время, чтобы говорить с детьми. Родителям, хоть они и взрослые, нужно продолжать работать над собой, искать новые пути выстраивания отношений и воспринимать ребенка как личность, а не куклу.
Также родителям стоит помнить, что дети обычно зеркально отражают нормы поведения в семье. Если родители между собой общаются неуважительно либо грубо говорят с посторонними людьми, ребенок начинает считать, что это признак силы, и тоже начинает пробовать такой стиль общения.
Еще одна важная рекомендация – исключить возможные физиологические причины агрессивного поведения, то есть провести обследование ребенка
К примеру, на психику сильно влияют гормоны щитовидной железы, притом до такой степени, что ребенок не может контролировать свое поведение. Все это корректируется.
Отвечает психотерапевт, тренер международного класса Жанар Даненова:
— Выход лишь один — любить ребенка без условий, принимать таким, какой есть, уважать, быть терпеливыми, уметь уступать, уметь просить прощения и уметь прощать. Также нужно найти точки соприкосновения – например, сформировать у ребенка интерес к определенной жизненной перспективе, вызывая интерес к ней и желание достичь эту перспективу.
Вопрос от читателей: «Дочь стала объектом травли в школе. Впала в апатию, не хочет ходить на уроки, часто плачет. Как быть?»
Отвечает психолог и психотерапевт Вахтанг Джапаридзе:
— Собирайте доказательства травли, можно даже проконсультироваться с юристом. Параллельно обращаемся к родителям зачинщика травли. Если с той стороны родители окажутся адекватными и не станут искать правых-виноватых, они попытаются скорее уладить конфликт. Ведь
потребность в травле других детей возникает чаще всего из-за семейных проблем,
неблагополучных отношений между родителями или между родителями и ребенком.
Там ребенок не может выразить накопившуюся агрессию, он ищет варианты отыграться на других детях.
Однако часто бывает так: родители не верят, что их ребенок является зачинщиком буллинга. Тогда в помощь вам юрист и органы правопорядка, потому как зачастую не бывает иных путей решения проблемы.
Опять же, если к вам обратились родители других детей, сообщив, что ваша дочь издевается над ними, не стоит отмахиваться. Обратите внимание на это сообщение и попробуйте разобраться.
Вопрос от читателей: «Мне 14 лет, я живу с мамой, и каждую неделю у нас гости-мужчины. Я прошу маму, чтобы она никого не звала, но на мои просьбы она закрывает глаза. Я в пятницу просто уже молюсь, чтобы дома не было гостей, но провал. Папа живет отдельно».
Отвечает приходской психолог Вознесенского собора в Алматы Виктория Левина:
— К сожалению, нередки подобные истории. В некоторых ситуациях детям приходится брать бразды правления в свои руки, и хорошо, если у них есть какие-то твердые морально-нравственные убеждения. А ведь сформировать их в такой ситуации непросто: мама ведет откровенно аморальный образ жизни, дает дурной пример. Тут, кстати, главный вопрос к социальным работникам.
Бывают, конечно, примеры, когда ребенок не повторяет за родителями, а, напротив, развивается вопреки. Но это не решение проблемы, ведь в 14-15 лет психика и головной мозг еще не развились, и неясно, куда в скором времени выведет жизненный путь.
Родителям нужно включать голову и понимать, что их поведение напрямую влияет на формирование дочери как личности
Был такой пример в практике: приходила девочка 16 лет, которая уже работает и обеспечивает свою маму. А маме при этом нет и 40 лет, она здорова и полна сил. Такие перевернутые взаимоотношения формируются, когда подростки понимают больше, чем их потерянные, несознательные, дезориентированные родители. И это большая социальная проблема.
Волей-неволей приходится вспоминать о ювенальной полиции, которая может обратить внимание на проблемы в семье. Конечно, речь не идет сразу о лишении родительских прав, но должна проводиться разъяснительная работа, выдаваться предупреждения.
Вопрос от читательницы: «Понимаю, что проблема может многим показаться смешной, но у меня реально не растет грудь. Ее вообще нет! Полный ноль, хотя бедра хорошо развиты. Смотрится очень некрасиво, никакие средства и ухищрения не помогают».
Отвечает приходской психолог Вознесенского собора в Алматы Виктория Левина:
— Осознание себя формируется с раннего возраста, когда родители обнимают девочку и говорят: «Смотри, какие у тебя красивые волосы, какая ты стройная, хорошенькая» и так далее. Это подкрепление ребенка в его идентификации в мире. Ведь ребенок порой не понимает своих телесных границ. К сожалению, иногда родители упускают этот момент, и к 12 годам у девочек происходят метаморфозы полного неприятия себя.
Недавно пришла мама с 14-летней дочерью. Девочка говорит, что не нравится себе, хочет высокий рост и длинные ноги. На следующий день пришла другая – хочет рост вполовину меньше своего и вообще быть миниатюрной. Такие вещи свойственны подросткам.
Стоит помнить, что формирование костной системы происходит только к 18-20 годам. Также не поспевают за ростом внутренние органы, кровеносная система. И тут
уместно напоминать подросткам сказку про гадкого утенка, который в итоге вырос в прекрасную птицу
Родителям следует использовать этот аргумент.
При этом не нужно сравнивать с другими детьми. Напротив, нужно самим принимать ребенка какой он есть, делать комплименты.
Напоминайте, что если девочке сейчас что-то не нравится в себе, скоро она перерастет и проблема решится. Можно вместе послушать какую-то лекцию психофизиолога по этой теме, например. В общем,
главное для повышения самооценки – поддержка и приятие
Вопрос от читателей: «Дочь перестала за собой следить, моется, умывается, меняет вещи из-под палки. Никакие увещевания, что ты девочка, что надо следить за собой элементарно из-за здоровья, не помогают. На порядок в комнате я уже забила, это ее личное дело, но вот то, что она ходит в школу как поросенок, непричесанная, немытая, от нее иной раз воняет (по-другому не сказать). Как повлиять?»
Отвечает семейный психотерапевт, вице-президент Ассоциации семейных психотерапевтов и психологов РК Ирина Волкова:
— Неряшливость и отсутствие желания заниматься домашними делами – разные вещи. Дети с психофизиологической точки зрения еще не понимают необходимости в наведении порядка. Бывает нередко и так, что родители сами ничего не делают, но требуют от детей заниматься домашними хлопотами. Естественно, у ребенка появляется контраргумент «А вы сами это делаете?», на что родителям ответить уже нечего.
Аналогично бывает и с неряшливостью, когда мама сама не следит за собой, а потом удивляется, что дочь запустила себя. Если же родитель регулярно ходит в душ, тщательно соблюдает гигиену, надевает чистую одежду, то и ребенок будет к этому стремиться.
Однако есть психопатологии, которые сопровождаются у ребенка полным пренебрежением к гигиене. Это уже очень серьезная проблема, с которой нужно обращаться к психиатру.