Ранее узбекский президент высказывался в защиту свободы слова, но «прессинг» продолжается.
3 марта более сорока журналистов, блогеров и общественных активистов обратились к президенту Узбекистана Шавкату Мирзиееву с просьбой «оказать историческую помощь в обеспечении подлинной независимости прессы», сообщает Озодлик.
Подписанты открытого обращения пожаловались президенту на «скрытую, но жесткую цензуру»
В день обнародования обращения суд в Кашкадарье не удовлетворил апелляционную жалобу блогера Элмурада Одила (Эльмурад Одилов). Блогер, активно освещавший вопросы поставок газа и электричества и требовавший отставки председателя Сената Танзилы Нарбаевой, в феврале отсидел 15 суток. А ранее была задержана известная своими критическими выступлениями блогер Эмине-Лемара Мирзаахмедова.
Судьба арестованного блогера Абдукодира Муминова, а также журналистов Хуршида Далиева, Мавжуды Мирзаевой и Сиявуша Хашимова, задержанных в рамках уголовного дела о Telegram-канале Kompromat.uzb, и еще нескольких задержанных журналистов и блогеров до сих пор остается неизвестной.
Ташкентская блогер Шахида Саломова, обвинившая президента и членов его семьи в непотизме и коррупции,
после ареста была помещена в медучреждение «для проверки психического состояния»
— Нас, журналистов и представителей общественности, беспокоит все еще сохраняемая скрытая, но сильная цензура. Редакции, журналисты, блогеры, люди, высказывающие какое-либо мнение в обществе, по-прежнему сталкиваются с серьезными препятствиями, давлением и запугиванием.
Журналисты не могут показать ситуацию в том тоне, в котором хотят. Государственное учреждение, отвечающее за информационный контроль, продолжает оказывать давление на редакции и блогеров, чтобы они изменили тон, форму, характер информации или вообще не публиковали данную информацию, – говорится в обращении.
Подписанты просят «оказать историческую помощь в обеспечении подлинной независимости прессы в Узбекистане».
«Считаем, что пресса Узбекистана остается под невидимым, но серьезным контролем, печальной и опасной для будущего ситуацией», – говорится в обращении журналистов.
Один из подписантов, ферганский блогер Олимжон Хайдаров, который этой зимой был арестован на определенный срок и привлечен к суду за публикацию видео с акцией протеста рабочих в Фергане, говорит, что из-за растущего давления в Узбекистане стало сокращаться количество блогеров.
– Потому что изменилась позиция правительства. Раньше оно считало себя обязанным обращать внимание на каждое сообщение в социальных сетях. Хокимияты и уполномоченные организации не игнорировали ни одно обращение. Теперь все это приостановлено.
Местным хокимиятам поступил приказ «сверху» не отвечать на запросы блогеров
Кто стоит за всем этим, неизвестно, – говорит ферганский блогер.
Кашкадарьинский блогер Эльмурад Одил (Эльмурад Одилов) тоже подтверждает серьезность ситуации с блогерами.
– Я с большой осторожностью продолжаю свою блогерскую деятельность. Раньше работал с особым энтузиазмом, а сейчас не только я, но и все узбекистанские блогеры, прежде чем опубликовать пост или подготовить какую-то передачу, стараются отмерить не семь, а семьдесят раз, – говорит Эльмурад Одилов.
Нынешняя зима запомнилась в Узбекистане большим количеством арестов и судов над блогерами и журналистами
1 марта была арестована активистка соцсетей, блогер Эмине-Лемара Мирзаахмедова. Как сообщил глава базирующегося в Ташкенте общества прав человека «Эзгулик», ей предъявлены обвинения по пяти статьям Уголовного кодекса. Суд избрал в отношении нее меру пресечения в виде заключения под стражу.
По словам осведомленного источника, выдвинутые обвинения никак не связаны с ее блогерской деятельностью. Собеседник говорит, что
арест Мирзаахмедовой связан с ее предпринимательством, точнее с деятельностью ее строительной фирмы
Однако люди, близко знакомые с Мирзаахмедовой, связывают ее арест именно с блогерством.
Автор Youtube-канала Ko’zgu Абдукодир Муминов – один из почти десяти узбекских блогеров, арестованных за последние два месяца. Критиковавший президента Узбекистана и его зятьев, он был арестован 8 февраля 2023 года по обвинениям в «вымогательстве» и «мошенничестве». Арест произошел на фоне рейда, организованного на офис сайта Human.uz в Ташкенте, и возбуждения уголовного дела в отношении ряда журналистов и блогеров.
В ходе рейда 27 января в Ташкенте были задержаны директор Human.uz Хуршид Далиев и еще около десяти сотрудников этого сайта. Служба государственной безопасности (СГБ) Узбекистана обвиняет их в причастности к деятельности Telegram-канала Kompromat.uzb. Журналистам предъявлено обвинение в «вымогательстве».
После ареста Хуршида Далиева корреспондент издания «Даре» сообщил, что дважды встречался с Далиевым в следственном изоляторе. Издание, не опубликовавшее ни одного фото или видео с СИЗО, заявило, что он находится в хорошем состоянии.
Судьба остальных журналистов, задержанных вместе с Далиевым, в настоящее время остается неизвестной.
Недавно Шавкат Мирзиеев заявил, что ему предлагали «закрыть СМИ» в Узбекистане.
— Я не закрою… Чтобы, как раньше, прокурор и СНБ были проверяющими? Мы достигли своих целей? Пусть говорят, но говорят справедливо. Пусть критикуют, но критикуют правильно, – заявил президент. При этом в обнародованном пресс-службой президента коротком видеорепортаже ничего не сказано о том, кто и каким образом пытается закрыть СМИ в Узбекистане.
Заявление вызвало в социальных сетях бурную дискуссию о свободе слова и полномочиях президента. Активисты соцсетей и критики увидели в заявлении Мирзиеева противоречие с Конституцией.
«Сегодня президент в очередной раз заявил, что поддерживает свободу прессы.
Если исходить из его слов, получается, что предоставление свободы средствам массовой информации – это какая-то милость, оказанная народу
Они якобы делают одолжение. Якобы вокруг него много тех, кто выступает против СМИ. Если в какой-то стране глава государства заговорил о свободе прессы, знайте, что в этой стране пресса несвободна», – пишет журналист Би-Би-Си Ибрат Сафо.
По его мнению, пресса всегда должна быть свободной, вне зависимости от того, благосклонен к ней глава государства или нет.
Политолог Камолиддин Раббимов говорит, что общество может отнестись с недоверием к мнению президента о свободе слова, но в любом случае это положение является важным.
— Отсутствие свободы слова и самовыражения подавит нацию и государство под тенью красивого фасада. Государственные органы и чиновники, непрерывно нарушающие и борющиеся со свободой слова, должны понять, что совершают правовое и историческое преступление, – пишет Раббимов.
Блогер и юрист Зафарбек Солижонов считает, что мнение президента прозвучало в нужное время.
— Потому что в последнее время у активистов стали возникать вопросы при виде того, что происходит с некоторыми блогерами и журналистами. Активисты стали задумываться над тем, а не является ли происходящее «откатом назад», или же это лишь «очистка площадки» или «попытка преподнести урок». Из недавней речи президента я понял, что никакого «отката назад» нет. Но
фраза президента о том, что ему «предложили закрыть СМИ», заставила нас задуматься и сделать нужные выводы. Кто предложил такое?
Какие интересы преследовали люди, озвучившие такое предложение? Присутствуют ли они до сих пор в составе большого коллектива? Какое влияние они имеют? Что нас ожидает завтра при таком раскладе дел? – задается вопросом блогер Солижонов.
Некоторые активисты потребовали законного наказания для лица или группы, озвучившей антиконституционное предложение о «закрытии СМИ».
В Узбекистане певицу Канизу (Шахризода Ахмедова) на месяц лишили лицензии за «безнравственные» видео с ее выступления — артистка была в брюках телесного цвета. Об этом изданию «Даре» сообщил замминистра культуры и туризма Баходир Ахмедов.
После выступления на свадьбе в брюках телесного цвета, белой рубашке и черной кожаной куртке пользователи раскритиковали певицу. Некоторые Youtube-каналы писали, что она выступала «без штанов».
— Члены совета единогласно одобрили решение об отзыве лицензии у Канизы. Ей сделали серьезное предупреждение. Если она в течение месяца «придет в норму», то сможет повторно подать заявку на лицензию. Честно говоря, мне интересно, почему эта девушка поступила так, зачем ей нужны такие вещи? Она здравомыслящий, интеллигентный, высокообразованный человек.
Если в течение месяца она исправит ошибки, то исправит, а если нет, будут приняты более серьезные меры
Будет хорошо, если другие артисты сделают выводы, – заявил Баходир Ахмедов.
Певица раскритиковала государственное предприятие «Узбекконцерт» и министерство культуры и туризма.
— Узбекконцерт» раньше назывался «Узбекнаво». По каждому вашему поручению мы бежали и обслуживали вас и в селах, и на пыльных полях. Вы хоть раз говорили спасибо? Про награждение можно и не говорить, – заявила она. – Я бесплатно служила народу по вашему поручению. Знаю, я выступала бесплатно, но народ платил деньги, которые шли в другой карман.
Каниза заявила, что намерена вместе с адвокатом и независимыми журналистами встретиться с министром культуры Озодбеком Назарбековым и руководством «Узбекконцерта». По ее словам, она готова сидеть до вечера, пока ее не примут чиновники: «Не для того, чтобы вернуть свою лицензию, а чтобы высказать правду и выслушать их».
— Почему у тех, кто заполняет концертные залы и дает концерт на три-четыре тысячи человек по два часа с непристойными словами, лицензия в порядке? Почему у тех, кто открыто одевается и в социальных сетях, и во время выступлений, лицензия в порядке? Потому что у них сильная «поддержка»? В какой отрасли у нас есть справедливость? Все знают, что даже награды даются тем, у кого есть «поддержка» и деньги, но никто ничего не может сказать, – добавила она.