Как целой стране научиться жить по средствам, а не расточительно проедать урожаи прошлых лет? Известный экономист Алмас Чукин проанализировал бюджет Казахстана, поступления и расходы.
Дословно:
«Жана Казахстан не Дед Мороз, который всем нам подарки принес. Новая экономика – это свободная от олигархов, свободная от излишнего госкапитализма, свободная от иждивенчества среда, где каждому дается возможность развивать свои таланты в труде и бизнесе, и ответственность за свои решения – в виде прибыли при успехе и экономических потерях при неудаче.
В свободной экономике на каждую возможность сразу находятся люди, деньги и ресурсы для производства. И все растет.
В хорошей экономике нет высокой инфляции. Высокую инфляцию дает прежде всего несбалансированный бюджет. Расходы, также как в каждой семье, в государстве должны быть меньше доходов. Ведь надо еще что-то сберегать. Если фермер скушает весь урожай и не оставит семенной фонд, его ферма закончится на этом.
Если доходов не хватает на покрытие расходов, есть три пути:
– снизить расходы (никому это не нравится)
– повысить доходы (налоги), тоже непопулярная вещь
– занять или залезть в кубышку (это всех обычно устраивает)
Кто такой популист? Это политик, который говорит, что у всех все будет и никому это ничего не будет стоить.
А что у нас происходит с бюджетом? Бюджет растет. Как он растет? Не очень хорошо – расходы растут быстрее доходов. Если вы посмотрите на левый пирог, вы увидите структуру налоговых поступлений в бюджет по источникам. И вот оранжевый кусок, 23%, практически четверть – это трансферт из национального фонда. То есть если бы не было этого трансферта, дефицит бюджета был бы не 2 с лишним процента, а 6 с хвостиком от ВВП, что в два раза выше допустимой величины.
Давайте посмотрим, на что идут расходы бюджета. И в этом плане удивительная вещь, что судя по бюджету Казахстан не просто социальное государство, а сверхсоциальное государство.
Вот Китай называет себя социалистической страной, но у них до сих пор нет национальной пенсионной системы. У Китая больше капитализма, чем у нас, если сравнить структуры бюджетов.
Казалось бы, социальная направленность бюджета это хорошо, но на самом деле есть серьезные проблемы. Если вы посмотрите на группу синих линий, это все расходы, напрямую связанные с населением: образование, соцстрах, ЖКХ, культура, спорт, туризм и прочее.
А зеленым идут статьи, которые можно назвать «инвестиционная деятельность»: транспорт, сельское хозяйство, промышленность. Оранжевая — это наши защитники: безопасность, оборона и госаппарат. И последняя группа — обслуживание долга, который становится значимым, плюс прочие расходы и трансферты.
Только статья «образование» – больше всего государственного аппарата, обороны и правоохранительных органов вместе взятых. В целом расходы, связанные с потребностями населения, составляет 50% бюджета (13 из 21,5 трлн).
И что в этом плохого, спросите вы? Говоря финансовым языком, бюджет несет огромную социальную нагрузку и совершенно урезаны инвестиционные расходы на инфраструктуру и будущее. Социальные расходы невозможно сократить, не вызвав серьезных социальных последствий. Бюджет — заложник этих обязательств.
И как мы видим из следующего слайда, высокий рост рождаемости, бэби бум, начавшийся с нулевых, теперь нас догоняет, и бэби больше не бэби, а работоспособная молодежь и увеличение трудоспособных граждан на 1 миллион в ближайшие семь лет. Плюс за счет увеличения продолжительности жизни растет количество пенсионеров.
Исходя из этого я сделал консервативный прогноз общего размера бюджета и, соответственно, необходимого уровня доходов для этого роста на ближайшие семь лет. (В доходы в соответствии с решением правительства включены сокращенные до 2 трлн в год размеры пополнений из Нацфонда).
Как мы видим, разрыв между доходами и расходами бюджета достигает к 2029 году уже 7 триллионов тенге. Возникает большой вопрос: откуда появятся эти деньги?
До сих пор они активно извлекались из Нацфонда, начиная с 2015 года. И на этом графике вы видите, что размер Нацфонда, достигнув пика 2014 году в 73 миллиарда (или 33% от ВВП) начал снижаться и в настоящее время уже снизился до 27% от ВВП. А как известно, в законе о Нацфонде есть лимит 30%, ниже которого он быть не должен. И изъятия из Нацфонда по этому закону должны быть прекращены.
Одновременно с этим у нас происходит нарастание суверенного долга. Именно суверенного долга правительства. И в настоящее время он почти сравнялся с размером НФ: 53 млрд долларов долга против 55,7 млрд долларов в Нацфонде.
Так где же выход? Выход только в одном: необходим активный рост экономики с учетом полуторапроцентного роста населения в год и учетом всех задач, которые стоят. И этот рост должен быть не менее 5% в год.
А вот для того, чтобы экономика росла, и нужны реформы сейчас. Иначе с каждым годом мы все глубже уходим в нереальные расходы, которые рано или поздно придется отменять ввиду их нереальности.
Четверть нашего бюджета сегодня – это деньги, взятые из Нацфонда. Вообще-то, Нацфонд задумывался как фонд будущих поколений антициклического характера. В период высоких цен на нефть как сегодня мы должны бы откладывать туда сверхдоходы от нефти, а в кризис брать на стабилизацию».