Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Новому Казахстану нужна новая экономика — Чукин

811
Алмас Чукин

Дословно:

Как свести дебет с кредитом?

«Жана Казахстан не Дед Мороз, который всем нам подарки принес. Новая экономика – это свободная от олигархов, свободная от излишнего госкапитализма, свободная от иждивенчества среда, где каждому дается возможность развивать свои таланты в труде и бизнесе, и ответственность за свои решения – в виде прибыли при успехе и экономических потерях при неудаче.

В свободной экономике на каждую возможность сразу находятся люди, деньги и ресурсы для производства. И все растет.

В хорошей экономике нет высокой инфляции. Высокую инфляцию дает прежде всего несбалансированный бюджет. Расходы, также как в каждой семье, в государстве должны быть меньше доходов. Ведь надо еще что-то сберегать. Если фермер скушает весь урожай и не оставит семенной фонд, его ферма закончится на этом.

Если доходов не хватает на покрытие расходов, есть три пути:

– снизить расходы (никому это не нравится)
– повысить доходы (налоги), тоже непопулярная вещь
– занять или залезть в кубышку (это всех обычно устраивает)

Кто такой популист? Это политик, который говорит, что у всех все будет и никому это ничего не будет стоить.

Сверхсоциальный Казахстан

А что у нас происходит с бюджетом? Бюджет растет. Как он растет? Не очень хорошо – расходы растут быстрее доходов. Если вы посмотрите на левый пирог, вы увидите структуру налоговых поступлений в бюджет по источникам. И вот оранжевый кусок, 23%, практически четверть – это трансферт из национального фонда. То есть если бы не было этого трансферта, дефицит бюджета был бы не 2 с лишним процента, а 6 с хвостиком от ВВП, что в два раза выше допустимой величины.

Давайте посмотрим, на что идут расходы бюджета. И в этом плане удивительная вещь, что судя по бюджету Казахстан не просто социальное государство, а сверхсоциальное государство.

Вот Китай называет себя социалистической страной, но у них до сих пор нет национальной пенсионной системы. У Китая больше капитализма, чем у нас, если сравнить структуры бюджетов.

Негативные стороны социальной направленности

Казалось бы, социальная направленность бюджета это хорошо, но на самом деле есть серьезные проблемы. Если вы посмотрите на группу синих линий, это все расходы, напрямую связанные с населением: образование, соцстрах, ЖКХ, культура, спорт, туризм и прочее.

А зеленым идут статьи, которые можно назвать «инвестиционная деятельность»: транспорт, сельское хозяйство, промышленность. Оранжевая — это наши защитники: безопасность, оборона и госаппарат. И последняя группа — обслуживание долга, который становится значимым, плюс прочие расходы и трансферты.

Только статья «образование» – больше всего государственного аппарата, обороны и правоохранительных органов вместе взятых. В целом расходы, связанные с потребностями населения, составляет 50% бюджета (13 из 21,5 трлн).

И что в этом плохого, спросите вы? Говоря финансовым языком, бюджет несет огромную социальную нагрузку и совершенно урезаны инвестиционные расходы на инфраструктуру и будущее. Социальные расходы невозможно сократить, не вызвав серьезных социальных последствий. Бюджет — заложник этих обязательств.

И как мы видим из следующего слайда, высокий рост рождаемости, бэби бум, начавшийся с нулевых, теперь нас догоняет, и бэби больше не бэби, а работоспособная молодежь и увеличение трудоспособных граждан на 1 миллион в ближайшие семь лет. Плюс за счет увеличения продолжительности жизни растет количество пенсионеров.

Бюджетные перспективы

Исходя из этого я сделал консервативный прогноз общего размера бюджета и, соответственно, необходимого уровня доходов для этого роста на ближайшие семь лет. (В доходы в соответствии с решением правительства включены сокращенные до 2 трлн в год размеры пополнений из Нацфонда).

Как мы видим, разрыв между доходами и расходами бюджета достигает к 2029 году уже 7 триллионов тенге. Возникает большой вопрос: откуда появятся эти деньги?

До сих пор они активно извлекались из Нацфонда, начиная с 2015 года. И на этом графике вы видите, что размер Нацфонда, достигнув пика 2014 году в 73 миллиарда (или 33% от ВВП) начал снижаться и в настоящее время уже снизился до 27% от ВВП. А как известно, в законе о Нацфонде есть лимит 30%, ниже которого он быть не должен. И изъятия из Нацфонда по этому закону должны быть прекращены.

Одновременно с этим у нас происходит нарастание суверенного долга. Именно суверенного долга правительства. И в настоящее время он почти сравнялся с размером НФ: 53 млрд долларов долга против 55,7 млрд долларов в Нацфонде.

Какой рост нужен Казахстану?

Так где же выход? Выход только в одном: необходим активный рост экономики с учетом полуторапроцентного роста населения в год и учетом всех задач, которые стоят. И этот рост должен быть не менее 5% в год.

А вот для того, чтобы экономика росла, и нужны реформы сейчас. Иначе с каждым годом мы все глубже уходим в нереальные расходы, которые рано или поздно придется отменять ввиду их нереальности.

Четверть нашего бюджета сегодня – это деньги, взятые из Нацфонда. Вообще-то, Нацфонд задумывался как фонд будущих поколений антициклического характера. В период высоких цен на нефть как сегодня мы должны бы откладывать туда сверхдоходы от нефти, а в кризис брать на стабилизацию».

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter