20 марта в мире отмечается Международный день счастья. Посыл праздника простой: все люди на Земле стремятся к счастливой жизни. Но что такое счастье и как его измерить? Есть объяснения и с социально-экономической, и с религиозной точек зрения.
Праздник, кстати, молодой – официально утвержден ООН лишь 11 лет назад, в 2012 году. При этом шестью годами ранее появилась методика измерения национального счастья — Happy Planet Index (Индекс счастливой планеты), предложенная британским Фондом новой экономики. Индекс прижился и заслужил определенный авторитет.
Занятно, что результаты рейтинга могут очень сильно разорвать шаблоны. Принято думать, что счастье населения той или иной страны напрямую определяется уровнем доходов и качества жизни. Сразу на ум приходят Швеция, Норвегия или Люксембург… Но нет, индекс составляется по иным принципам.
Конечно, благосостояние учитывается, но именно в рамках его восприятия самими жителями страны, а не по объемам ВВП. Затем к показателю благосостояния добавляются значение ожидаемой продолжительности жизни и индекс нагрузки на окружающую среду.
Согласно последнему Happy Planet Index, самой счастливой страной является Коста-Рика. Жители этого государства оценили собственное благополучие в 7 баллов из 10. Продолжительность жизни – 80,4 года, а нагрузка на экологию умеренная.
Следом расположились Вануату, Колумбия, Швейцария, Эквадор, Панама, Ямайка, Гватемала, Гондурас и Уругвай. То есть, в десятке лидеров лишь одна богатая и развитая страна, в остальном же полнейшее доминирование Латинской Америки. А ведь она считается, мягко говоря, далеко не самой благополучной.
Антилидер рейтинга – Катар, расположившийся на 152-м месте. Интересно, что здесь все в порядке с благосостоянием и продолжительностью жизни, но окружающая среда признана крайне недружелюбной.
Также в последней десятке Монголия, ЦАР, Лесото, Зимбабве, Сьерра-Леоне, Афганистан, Чад, Тринидад и Тобаго и, что самое интересное, Люксембург. Последний тоже указан как экологически несчастливый.
В больших странах тоже не все ладно: Россия на 131-ой строчке, США – на 122-ой, Канада – на 105-ой, Китай – на 94-ой.
Что касается Казахстана, нашу страну поместили на 118-е место, между Малави и Гаити. С 2018 года республика потеряла четыре позиции. При этом уровень благосостояния отмечен как неплохой, продолжительность жизни – как средняя (73,6 года), тогда как состояние экологии отнесено к красной зоне.
Многих, наверное, удивит, что соседи по региону сильно обошли Казахстан. Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан расположились на 17, 24, 25 местах соответственно. Впрочем, отгадка тут проста: составители рейтинга дали этим республикам высокие баллы по состоянию экологии.
Понятно, что Happy Planet Index явно не позволит оценить уровень счастья конкретного жителя той или иной страны. Да и в целом результаты вызывают много вопросов. Но сам по себе подход, не завязанный на одних лишь цифрах экономического роста, заслуживает внимания.
Когда же речь заходит о счастье индивидуальном, каждый, пожалуй, находит определение этого состояния самостоятельно. Или же обращается к религии.
К примеру, ислам учит, что счастье – ощущение удовлетворения жизнью, мира, покоя и радости. Источник радости для верующего определяется однозначно – Всевышний Аллах. Стало быть поклонение Всевышнему и предписаний ислама ведет к истинной радости и на нынешнем свете, и на ином.
«Тот, кто творит добро (совершает благое) и при этом является верующим, будь то мужчина или женщина, тому, вне всяких сомнений, Мы предоставим прекрасную жизнь», — сказано в Коране.
Православные богословы определяют счастье как удовлетворенность стремлениям и потребностям человеческой природы. Исходный постулат в том, что в человеке изначально заложено стремление к Богу как к источнику жизни и всех благ. И обретается истинное счастье в вере и любви к Богу.
«Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь!
Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…
Братья и сестры! Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Испытывайте ваше сердце и наблюдайте за его духовным состоянием», — писал святитель Нектарий Эгинский, епископ Александрийской Православной Церкви.
Философия буддизма, на первый взгляд, несет совсем иные установки: там о счастье ничего не говорится напрямую. Однако тема внутреннего удовлетворения и покоя проходит красной нитью. Но в отличие от ислама и христианства, достигать этого состояние предписывается не верой и благодетельными делами, а уменьшением своих и чужих страданий. Источниками страданий указываются привязанности, желания и волнения, от которых следует избавляться.
Так или иначе, религиозные учения сходятся на том, что счастье заключается в достижении состояния радости, умиротворения и чистой совести.