Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
524
+0.41
EUR
550
-0.35
RUB
5.01
+0.08

Казахстан движется к многопартийной демократии?

Фото: elorda.info

Особенность прошедших выборов

Реформы, объявленные президентом Касымом -Жомарт Токаевым, преследуют две основные цели. Во-первых, это переход страны к более плюралистической, инклюзивной и представительной политической системе. Во-вторых, вовлечение молодого поколения в политический процесс с целью получения новых идей для решения накопившихся проблем, доставшихся в наследство от президентства Нурсултана Назарбаева.

Выборы в Мажилис завершили первый цикл этих политических реформ после конституционного референдума и президентских выборов в 2022 году, а также выборов в Сенат в начале 2023 года.

Последние выборы были проведены по новой избирательной системе. Прежняя основывалась исключительно на партийных списках, поскольку пропорциональное представительство было заменено смешанным списком и одномандатной системой.

Новая избирательная система предусматривает избрание 70 процентов депутатов Мажилиса (69 из 98) на основе пропорционального представительства по партийным спискам и 30 процентов (29 депутатов) по одномандатным округам.

В последний раз выборы по смешанной системе в Казахстане проводились в 2004 году. Еще одним важным нововведением, введенным перед выборами, стало требование о том, чтобы не менее 30 процентов кандидатов по партийным спискам включали женщин, молодежь и инвалидов. Наконец, была введена возможность голосования «против всех».

В выборах приняли участие семь политических партий и 609 самовыдвиженцев — 525 независимых, пять от неправительственных организаций и 79 членов политических партий. Независимые кандидаты, баллотировавшиеся в качестве самовыдвиженцев, представляли самые разные слои казахстанского общества: среди прочих, предприниматели, учителя, пенсионеры и безработные. Большинству не хватало сбора средств, опыта проведения кампаний, узнаваемости имени, а также финансовых и человеческих ресурсов, и вместо этого они полагались на поддержку друзей, семей и личные средства. Несмотря на эти препятствия, в выборах приняли решение участвовать более 600 человек, из которых 435 были зарегистрированы.

Партийный фактор

Три политические партии, которые были представлены в предыдущем Мажилисе — Amanat (ранее «Нур Отан») — правящая партия; «Ак Жол» и Народная партия Казахстана (бывшие коммунисты) — имели преимущество перед остальными четырьмя партиями, учитывая их опыт проведения избирательных кампаний. Со своей стороны, «Ауыл» (аграрная) и Общенациональная социал-демократическая партии не были новичками в казахстанской политике, но их постоянно не допускали к представительству в Мажилисе.

Две новые политические партии — «Республика» (предприниматели, выступающие за социальную рыночную экономику) и «Байтак» (зеленые) — были зарегистрированы незадолго до выборов и не имели опыта ведения предвыборной агитации. Однако, как отметила миссия наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), не все политические партии были допущены к участию. В частности, в очередной раз отказали в регистрации оппозиционной Демократической партии.

Настроения избирателей

Годы политического бесправия при бывшем президенте заставили казахстанских избирателей скептически относиться к парламентским выборам. Опрос общественного мнения, проведенный компанией Demoscope, расположенной в Швейцарии, за шесть дней до выборов, выявил некоторые, казалось бы, противоречивые взгляды и ожидания электората. Так, 54,6% респондентов согласились с тем, что выборы стали шагом к демократизации в Казахстане, 49,9% согласились с тем, что к участию были допущены оппозиционные партии, а 52,1% выразили свое доверие результатам выборов.

Но в то же время 55,9% считали, что результаты предопределены и мало что зависят от электората. Показательным результатом является то, что 62,5% и 64,1% соответственно заявили, что ни одна из политических партий или кандидатов не представляет их интересы, а 62,5% признались, что ничего не знают о новой избирательной системе.

Последний вывод довольно удивителен, учитывая, что тремя наиболее надежными источниками информации о выборах были билборды и другая уличная реклама (38,7%), социальные сети (31,5%) и интернет (26,8%), то есть источники, независимые от правительства, которые обсуждали новые правила и использовались в основном новыми политическими партиями и независимыми кандидатами.

Опрос также показал, что 59,6% избирателей планировали голосовать, что близко к предварительному результату явки в 54,1%, опубликованному Центральной избирательной комиссией.

Результаты

В целом Amanat получил более 53% голосов, что соответствует 62 местам в парламенте (что ниже, чем в 2021 году, когда он получил 71%т и 76 мест). За правящей партией последовали «Ауыл» — 11%, «Республика» — 8,9%, «Ак Жол» — 8%, Народная партия Казахстана с более чем 6%, Общенациональная социал-демократическая партия с чуть более 5% и партия «Байтак» с более чем 3%.

Выборы в одномандатных округах дали ряд обнадеживающих результатов. Ермурат Бапи, бывший лидер Общенациональной социал-демократической партии, признанной оппозиционной партии, был избран в Алматинском округе №1.3. В районе Астаны нет. 2 августа известный юрист Даулет Мукаев победил лидера партии «Байтак» Азаматхана Амиртаева. Последний результат особенно важен с точки зрения укрепления общественного доверия к результатам выборов, поскольку подтверждает результаты независимого предвыборного опроса.

Нарушения

Тем не менее сообщалось о нескольких нарушениях во время выборов: наиболее распространенными из них были вброс бюллетеней и «карусель» (то есть голосование одного и того же человека на нескольких избирательных участках) — оба эти явления давно практикуются в Казахстане. Некоторые нарушения были немедленно устранены, что привело к снятию с должности председателей различных избирательных комиссий.

Всего в Генеральную прокуратуру поступило 66 жалоб на нарушения избирательного законодательства, по результатам которых возбуждено 25 уголовных дел. Со своей стороны Миссия ОБСЕ по наблюдению за выборами «негативно оценила подсчет голосов на 58 из 128 наблюдаемых избирательных участков из-за значительных процедурных ошибок и упущений, а также игнорирования процедур примирения».

Между тем ОБСЕ распространила заявление о том, что «Казахстан пользуется полной поддержкой Европейского Союза в реализации происходящих изменений, и мы подчеркиваем важность дальнейших политических и социально-экономических реформ». Это заявление отражает заинтересованность коллективного Запада в поддержании и развитии тесных отношений с Казахстаном в условиях обострившегося геополитического соперничества с Россией и Китаем за Центральную Азию.

Со своей стороны, Россия и Китай направили наблюдателей через миссии Содружества Независимых Государств (Россия) и Шанхайской организации сотрудничества (Китай и Россия). Как и ожидалось, никаких нарушений они не обнаружили.

Позитивный результат

Несмотря на недостатки, досрочные парламентские выборы представляют собой важный шаг в политической модернизации Казахстана. Впервые за годы независимости в Мажилисе будут представлены шесть политических партий. В одномандатных округах за 29 мест боролись 435 кандидатов. Это само по себе является признаком зарождающейся политической конкуренции.

Другим обнадеживающим признаком является то, что, несмотря на более чем 60-процентный опрос Демоскопа о том, что ни одна из политических партий или кандидатов от одного округа не представляет их интересы, что могло привести к значительному голосованию «против всех», проголосовали только 4,5% избирателей.

Однако недостаточная осведомленность общественности об изменениях в избирательной системе, которые открыли конкуренцию независимым политикам, а также неуверенность в том, возможны ли изменения в Казахстане, объясняют, почему явка избирателей оказалась ниже, чем в 2021 году (54,1% против 63,2%).

В Алматы, например, несмотря на острую конкуренцию в трех одномандатных округах, на избирательные участки явилось лишь 25% избирателей. Это ставит перед администрацией Токаева, различными политическими партиями, независимыми политиками и самим казахстанским обществом вызов — сломать шаблон политического бесправия и самоограничения и вовлечь граждан в укрепление доверия и участия в новой системе.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter