В 2023 году автомобилистов ждут новые штрафы. Превысил скорость, выехал на встречную полосу движения – плати. Десять лет назад лихачам грозил максимальный штраф 27,7 тысяч тенге, теперь в пять раз больше.
Минюст совместно с МВД поработали над автомобильной главой законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» (проект закона опубликован на портале «Открытые НПА»).
Впрочем, пока полицейские отказываются комментировать изменения, которые коснутся автовладельцев, считая это преждевременным. Ранее и депутаты, и чиновники говорили, что высокие штрафы дисциплинируют водителей и отучают быстро ездить перед камерами. Кстати, в пояснениях к законопроекту тоже написано, что «данные поправки являются актуальными и значимыми в вопросах обеспечения дорожной безопасности».
В новой редакции КоАП предлагается установить еще один скоростной предел – от 80 км/ч и выше. Наказание за столь значительное превышение скорости хотят сделать максимально жестким для водителя, но при этом доходным для бюджета. В пояснениях к законопроекту на эту тему говорится следующее:
«Превышение скорости является основной причиной совершения дорожно-транспортных происшествий и напрямую влияет на тяжесть их последствий. Нередки факты, когда допустимую скорость превышают в разы».
В доказательство авторы законопроекта приводят данные статистики: только в Астане в 2021 году камерами зафиксированы 14 фактов, когда автомобилисты разгонялись до 160 км/ч — и это при разрешенной скорости 60 км/ч. Еще четыре раза камеры отметили скорость 180 км/ч (то есть превышение 120км/ч).
Всего по Казахстану в 2021 году водители 607 раз превысили скоростной режим на 100 км/ч и 72 раза разгонялись до 180 км/ч, а камеры все это дело фиксировали.
«Также необходимо добавить, что такие действия совершаются умышленно, – пишут авторы проекта закона. – В этой связи предлагается предусмотреть ответственность лиц, существенно превышающих разрешенную скорость.
В настоящее время по части 3 статьи 592 КоАП РК максимальный штраф 20 МРП (69 000 тенге) назначается за превышение скорости на 40 и более км/ч».
Полицейские считают превышение скоростного режима одним из самых опасных нарушений ПДД. Как показывает статистика,
в 2022 году по причине превышения скорости произошло 3 668 ДТП, где погибли 985 человек и еще 4 948 получили ранения различной степени тяжести
Поэтому строгие меры в отношении лихачей вполне обоснованы.
В общем, карать за превышение скорости на 80км/ч и более предлагается штрафом 40 МРП (138 000 тенге). Если в течение года лихач снова попадет под камеры или будет остановлен полицейскими, заплатить придется уже 60 МРП (207 000 тенге). Интересно, в пояснениях к законопроекту авторы пишут, что это еще не самый большой штраф:
«Во многих зарубежных странах действенной мерой за профилактику таких правонарушений являются весьма высокие штрафы. К примеру, во Франции от 135 до 1 500, в Германии от 30 до 800 евро».
Активно идут обсуждения штрафа за перевозку пассажиров вне кабины авто, а также за их высовывание в оконные проемы и люки транспортного средства, открывание дверей, совершение других странных и неприемлемых действий во время движения по автомагистралям.
«В настоящее время участились случаи, когда в период проведения выпускных вечеров либо свадебных мероприятий при движении кортежей пассажиры высовываются из люков либо оконных проемов транспортного средства, тем самым ставя под угрозу свою безопасность или даже жизнь.
В целях недопущения трагичных последствий, не дожидаясь их наступления, предлагается выделить отдельный квалифицирующий признак за допущение таких действий со стороны пассажиров, а также предусмотреть отдельную ответственность для самих пассажиров. Такой подход позволит исключить риски наступления различных негативных последствий»,– говорится в документе с позицией МВД.
Наказывать за такое нарушение предлагается штрафом в 10 МРП (34 500 тенге), причем как водителей, так и самих пассажиров, которые во время движения оказались вне салона автомобиля (то есть в общей сложности от 20 МРП и выше, в зависимости от того, сколько пассажиров одновременно высунулись из окон и люков).
За 2022 год полицейские выявили 28 155 правонарушений, когда из окон и люков высовывались пассажиры
Еще одно нововведение – это штрафы для лиц с инвалидностью, которые выехали на встречную полосу движения, несмотря на то, что это запрещено ПДД. Лишить прав на вождение таких водителей полицейские не могут по закону, поэтому планируют штрафовать. Штраф составит 30 МРП (103 500 тенге).
В новом проекте предлагается вдвое увеличить штраф за нарушение правил пересечения ж/д переезда (с 10 до 20 МРП, или с 34 500 до 69 000 тенге). Об этом говорится в поправках к статье 607. Если такое нарушение будет совершено повторно, вместо штрафа лишат прав и уже не на шесть месяцев, как сейчас, а на целый год.
Если проезд под закрытый шлагбаум спровоцировал ДТП, в этом случае водителя лишат прав на девять месяцев
В качестве обоснования предложенных мер авторы законопроекта вспоминают про такие резонансные аварии, как в сентябре 2019 года. Тогда на железнодорожном переезде перегона Аксенгир — Чемолган пассажирский поезд столкнулся с маршрутным автобусом, в результате погиб один человек и трое получили травмы.
А спустя всего несколько дней, 25 сентября 2019 года, на неохраняемом регулируемом переезде перегона Шалкар – Сарыжиде локомотив поезда столкнулся с автомашиной УАЗ. В результате водитель автомашины скончался на месте.
«При этом следует учитывать, что нарушениям водителями ПДД при пересечении железнодорожных путей напрямую способствует прямой умысел, тем самым за такие действия в целях недопущения тяжких последствий полагаем необходимым предусмотреть более строгую ответственность», – говорится в документе.
Поправки также коснулись статьи 610 КоАП РК. В действующей версии закона за аварию с ущербом виновнику грозит штраф 20 МРП (69 000 тенге) или лишение права управления на срок до шести месяцев. В новой версии закона предлагается только штрафовать. Но если водитель совершил два ДТП за год, причинив ущерб и легкий вред здоровью другим, штраф вырастает до 40 МРП (138 000 тенге) или нарушителя вообще могут лишить прав на срок до девяти месяцев.
Есть и позитивные новшества.
Штраф за отказ платить за парковку предлагается упразднить
Интересно, что раньше штрафы за неуплату парковки рассматривались как способ пополнить городские бюджеты.
По данным ДВД Алматы, в 2019 году было оштрафовано 99 280 автовладельцев за нежелание оплачивать парковку на общую сумму 660,4 млн тенге. Оплатили свой штраф только 33 505 человек (34%) на 180,8 млн тенге. Если поправки в КоАП утвердят, парковщикам придется требовать с водителей оплату за парковку через суд.