Известный юрист Галымжан Кусаинов объяснил, почему сделка по продаже аэропорта Уральска российской компании является незаконной.
Решение вызвало волну возмущения в соцсетях, однако известный политолог Данияр Ашимбаев урезонил недовольных – мол, в течение 15 лет (до декабря 2019 г.) компания Meridian Capital Limited, подконтрольная казахстанским бизнесменам (Алшинбаев, Фельд, Мынбаев и др.) владела 50% холдинга «Новапорт», и никто особо не возмущался. «Новапорт» — это аэропорты таких городов, как Чита, Челябинск, Томск, Астрахань, Волгоград, Новосибирск, Тюмень, Мурманск, Пермь, Кемерово, Магадан, Минеральные Воды, Калининград, Улан-Удэ, Владикавказ, Барнаул, Ставрополь, Воронеж, Нальчик. Кроме того, аэропорт пришел в упадок, никто из отечественных бизнесменов не хотел в него инвестировать. Казалось бы, продажа россиянам была вынужденной мерой.
Но вот известный юрист Бахтияр Галимжанов на своей странице в Facebook заявил, что сделка противоречит законодательству Казахстана в принципе:
«Я против отчуждения международных аэропортов в частную собственность по нижеуказанным основаниям.
Международный аэропорт является стратегическим объектом согласно пункту 2 статьи 193-1 Гражданского кодекса Республики Казахстан. Поэтому, на мой взгляд, не должен находиться в частной собственности, тем более иностранцев и иностранных компаний либо компаний с иностранным участием.
Понятие стратегического объекта раскрывается в пункте 1 статьи 193-1 Гражданского кодекса Республики Казахстан, которая гласит:
«Стратегическим объектом является имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение и (или) пользование и (или) распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан».
В этой связи считаю, что международные аэропорты должны находиться только в государственной безопасности, в том числе по причине обеспечения национальной безопасности нашей страны.
В связи с чем предлагаю нашему государству принять меры к сохранению и возвращению всех международных аэропортов Республики Казахстан в государственную собственность».
Теперь важно, как на это отреагируют власти – захотят ли они увидеть несоответствие закону в продаже стратегического объекта или… продадут еще что-нибудь.