Последние пять лет нефтеперерабатывающие заводы очень часто закрываются на ремонт. И страна сразу попадает в неловкое положение — дефицит бензина и рост цен, пишет газета Айкын.
В последние дни появилась информация о снижении добычи нефти на месторождении Тенгиз. Причина — внеплановые ремонтные работы на одной из шести линий добычи нефти. По данным Минэнерго, производство возобновится после завершения ремонтных работ. Однако в ведомстве не уточнили, когда они начались и когда будут завершены. Только подчеркнули, что с начала года производственный план на Тенгизском руднике выполнен на 102%. Таким образом, внеплановый ремонт временно остановит производство.
На очередном заседании министерства 1 февраля было сказано, что стоимость проекта расширения, который должен увеличить добычу на Тенгизе на 12 млн тонн в год, возрастет с 45,2 до 46,7 млрд долларов. Проект стартовал в 2016 и должен завершиться в июне 2024 года. По состоянию на конец 2022 работы выполнены на 96,1%. Ожидается, что в этом году показатель достигнет 99%, а объем добычи составит 27,9 млн тонн нефти и 16,1 млрд кубометров газа.
В целом Казахстан планирует добыть в 2023 году более 92 млн тонн нефти, а в 2024-2025 годах – 100 млн тонн. Тем не менее позитива мало, поскольку периодические ремонты НПЗ за немалые суммы явно снижают прибыль государства.
Примерно в середине марта 2021 года Минэнерго объявило, что нефтеперерабатывающие заводы в Шымкенте и Павлодаре будут временно остановлены на ремонт. В это время пострадал и нефтеперерабатывающий завод в Атырау, а строительство двух новых было отложено.
Но эти же НПЗ были отремонтированы всего три года назад, в 2018, и тем не менее снова перестали работать. Ситуация не укрылась от внимания президента. Он поинтересовался, почему в стране часто закрываются нефтеперерабатывающие заводы, несмотря на то, что они ремонтируются за большие деньги. И не исключил интерес третьих лиц, так как после остановки НПЗ цены на топливо в стране всегда растут.
Вот что сказал экономист Жангельды Шимшиков:
«В 1990-е годы экономист Жарысбек Абуталипов говорил, что эффективность переработки нефти на наших НПЗ составляет 60%, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 95%. Чтобы поднять нефтепереработку до уровня зарубежных стран, необходимо коренным образом модернизировать нефтеперерабатывающие заводы и внедрять современные технологии.
С тех пор прошло более 30 лет, но заводы так и не смогли обеспечить потребности нашей экономики в горюче-смазочных материалах, не говоря уже о выпуске новой инновационной продукции. Это, в свою очередь, вызывает нестабильность цен на топливо. На мой взгляд, проблема не в слабости заводов, а в неспособности антимонопольного комитета регулировать и контролировать цены. В результате цены на все потребительские товары и услуги резко выросли из-за роста транспортных расходов, что еще больше подстегнуло инфляцию».
Мы прекрасно знаем, чем это чревато. Не секрет, что цена на топливо повлияла и на обострение ситуации в январе 2022. Конечно, было бы хорошо увидеть модернизацию наших НПЗ, но также интересно узнать, кто виноват в столь частых ремонтах за большие государственные деньги.