Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
445
-1.34
EUR
474
-1.25
RUB
4.76
-0.02

Как Ибрай Алтынсарин превзошел Чокана Валиханова?

562
Фото: abai.kz

Дословно:

Педагог по воле случая

“Ибрай Алтынсарин на поприще государственной службы далеко превзошел своих знаменитых современников (Чокана Валиханова и Абая).

Алтысарина историки и писатели обычно представляют лишь в образе выдающегося педагога, посвятившего жизнь просвещению родного народа. Но в этой роли он оказался по воле случая.

Двадцатилетний выпускник элитной оренбургской школы, выходец из знатной и богатой семьи в 1861 году уже второй год служил толмачом в Оренбургской администрации. Работа была непыльная, свободного времени было достаточно, что позволило Ибраю в часы досуга перечитать все книги на русском языке из библиотеки управляющего Областью оренбургских киргизов и знаменитого востоковеда Григорьева.

Мечты и реальность

Общение с личностями имперского масштаба и неустанное чтение питало здоровые амбиции. Ибрай просто грезил Петербургом, столичными университетами и библиотеками. В осуществлении этой мечты он надеялся на помощь Григорьева, искал поддержки известного православного миссионера Ильминского. Конечно, в случае неудачи он не прочь был остаться и в Оренбурге. Это был крупный и красивый город с насыщенной культурной жизнью. Но судьба разрушила все мечты и планы.

Григорьев решил использовать выпускников оренбургской казахской школы в качестве педагогов в новых, относительно массовых школах для казахского населения. Это были скромные учебные заведения начального уровня, открываемые по практическим соображениям. С одной стороны, волостным правителям и начальникам дистанций нужны были грамотные помощники, владеющие русским языком. С другой – российскую администрацию тревожили быстрое увеличение количества традиционных мусульманских школ и их популярность среди казахского населения.

При распределении Ибрай даже не смог попасть в более престижную школу в Троицке. Пусть этот город и уступал Оренбургу, но все же в нем была среда для общения, имелись условия для самообразования. Да и учительское жалованье в Троицке было в два раза больше, нежели, к примеру, в Тургае или Иргизе.

Алтынсарина направляют в Тургай. В захолустном укреплении есть лишь несколько разбитных офицеров, едва ли не сосланных в местный гарнизон. От тоски они спасаются выпивкой и картами, к беседам на высокие темы не склонны.

Строительство школы никак не может начаться, и Алтынсарин лишь исполняет функции переводчика для местного начальства.

Мрак Тургая и свет образования

Первые два с половиной года, проведенные в Тургае, были самыми мрачными в жизни Ибрая. Он засыпал начальство прошениями о переводе на службу в родные места, мечтая поселиться в своем ауле на берегу Тобола. Еще недавно абсолютно неприемлемый вариант становится пределом всех желаний. Но эти хлопоты оказались тщетны.

Впрочем, Ибрай не только хандрил, но и по собственной инициативе стал заниматься обучением четверых мальчиков у себя в доме. Эта натасканная группа впоследствии ему очень пригодилась. Тургайская школа была открыта 8 января 1864 года, а 1 июня того же года питомцы Алтынсарина продемонстрировали свои успехи на публике. Лучшие ученики, постигавшие грамоту уже более двух лет, спокойно читали и писали на русском языке, а члены экзаменационной комиссии поражались невероятному прогрессу, достигнутому якобы за неполные пять месяцев. Конечно, это был результат педагогической хитрости, но тем не менее заслуги Алтынсарина были бесспорны. В дальнейшем тургайская школа считалась образцовой.

Признание достижений

У однокашников Ибрая дела шли гораздо хуже. В Иргизской школе учительствовал Шахмурат Колубеков. Возможно, он был самым ярким и талантливым выпускником Оренбургской казахской школы, но вот организатором и педагогом оказался неважным. В 1869 году Иргизская школа была закрыта.

Казалинская школа также постоянно вызывала различные нарекания со стороны начальства. Перовская была лучше, но местная администрация частенько привлекала учителя для административной работы, что отражалось на качестве обучения. Троицкая несколько лет была на хорошем счету, но к концу 1860-х годов, по мнению руководства, она пришла в упадок. Заведовавший ей Нурым Мунсызбаев был уволен.

На таком фоне успехи Ибрая были очевидны. В начале 1869 года он оставляет школу и переходит на административную работу, становясь делопроизводителем в уездном управлении. Периодически исполняет обязанности уездного судьи или старшего помощника уездного начальника Яковлева.

Богатство и амбиции

По сути, Алтынсарин был «серым кардиналом», занимаясь всеми важными делами и вопросами. Яковлев был стар и требовал лишь проявления формального почтения по отношению к себе. Нужно заметить, что Ибрай не был совсем чужаком в Тургае.
Здесь жили его родственники по матери – Шегеновы. Это был самый влиятельный местный клан, ведущий свое происхождение от легендарного Жанибек Тархана.

Вероятно, благодаря поддержке Шегеновых Алтынсарин обзавелся собственным внушительным хозяйством. Достаточно сказать, что у него было около трехсот чистокровных скакунов. Казалось бы, что еще нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость?! Но желание сделать что-то для своего народа и оставить след в истории не оставляло Ибрая. Коротать свои дни, оставаясь чиновником и жить только заботой преумножения своего скота, он не хотел.

В 1879 году по протекции своих влиятельных покровителей Алтынсарин стал инспектором казахских школ Тургайской области. На сей раз это был его осознанный выбор. Эту должность он занимал до конца своей жизни. Несмотря на отдельные инциденты, в целом он пользовался вполне благоприятным отношением властей, свидетельством чего являются три полученных им ордена и посмертное производство в статские советники.

Значение Алтынсарина для истории

Но главное, что в основанных Алтынсариным школах получила образование целая плеяда ярких представителей национальной интеллигенции. Они стояли у истоков движения «Алаш» и создавали советский Казахстан.

Равных Алтынсарину фигур среди казахских интеллектуалов в XIX веке не было, за исключением Чокана Валиханова. Они просто были разными. Чокан, безусловно, обладал большей эрудицией и просто фонтанировал идеями, с легкостью раздаривая их друзьям и знакомым. Но писал он небрежно и мало, по вдохновению. Алтынсарин, будучи внуком главного знатока степных законов и традиций Балгожа-бия, великолепно знал народную культуру. Писал он очень хорошо и обстоятельно как на казахском, так и на русском языке. Безусловно, он мог стать выдающимся ученым, но… стал выдающимся просветителем”.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter