Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
489
-3.25
EUR
530
-2.09
RUB
5.04
-0.03

Трагический январь: чему нас научила новейшая история

230

Новогодняя суета закончилась – салюты отгремели, салаты съедены, желания загаданы. Кажется, жизнь должна вернуться в прежнее русло, но новогодние каникулы омрачают воспоминания. С прошлого года казахстанцы к слову январь начали добавлять определение «трагический». О событиях, которые сопроводили встречу 2022 года, говорят по-разному — кто-то называет случившееся террористическими атаками, кто-то – массовыми беспорядками, а кто-то – попыткой свержения власти. Корреспондент Ulysmedia.kz попытался найти ответ на самый главный вопрос – чему нас научил кантар?

Впрочем, вопросов множество — кто за этим стоял, накажут ли виновных, какие выводы сделала власть и может ли подобное повториться? Увы, пока официальные лица об этом говорят скупо.

Политолог Марат Шибутов, депутат Ирина Смирнова и общественный деятель Нуртаза Кадырниязов согласились поразмышлять на эту непростую тему.

Кто виноват?

Кандидат филологических наук и преподаватель со стажем Нуртаза Кадырниязов считает, что разобраться в случившемся и установить всех причастных просто невозможно.

«Не думаю, что мы когда-нибудь узнаем имена зачинщиков. Если только лет через 50. Но важно не это, важно найти и устранить основную причину – социальную напряженность. События подобные январским происходят, когда правительство не уделяет должного внимания потребностям граждан. Люди хотят работать, зарабатывать деньги, поднимать свои семьи. Кто бы ни был зачинщиком, если бы граждане Казахстана были обеспечены всем необходимым, они бы не вышли на улицы и не стали бы рисковать жизнью», — считает Кадырниязов.

Депутат мажилиса парламента РК Ирина Смирнова сказала, что знает имя зачинщика, но называть его не стала, поскольку документальных подтверждений пока нет.

«Сегодня мы понимаем, кто был зачинщиком. Видимо, скоро это можно будет подтвердить документально, и мы сможем на законном основании назвать имя. Трудно осознавать, что причастными к трагедии были те, кто должен был защищать страну и народ. А сейчас узнаем, что некоторые из госслужащих управляли этим процессом и пытались создать нестабильность, повернуть нашу жизнь вспять.

Январские митинги начались от бессилия в процессах взаимодействия народа и власти. Но теперь мы понимаем, что та власть была нацелена на обогащение узкого круга людей, а простых граждан рассматривала как ресурс», — заявила депутат.

Фото: parlam.kz

Член Политического совета партии Amanat Марат Шибутов убежден, что имя зачинщика январских беспорядков всем известно.

«Ну кто не знает? Пусть официальные лица почему-то увиливают, но виновато руководство Комитета национальной безопасности. Карима Масимова (экс-председатель КНБ РК, задержанный 6 января) обвиняют в госизмене, а значит ему и его заместителям оказывало поддержку другое государство, которое очень не хочется называть», — сказал он.

Фото: time.kz

Политолог добавил, так как дело Масимова рассматривают в закрытом формате, мы еще долго не узнаем истины.

Какие уроки мы вынесли из случившегося?

2022 год был насыщен политическими событиями: поправки в Конституцию, выборы президента, громкие задержания, многочисленные кадровые перестановки. Пожалуй, в каждом обращении Касым-Жомарта Токаева к народу идет речь о реформах. Теоретически, они должны быть направлены на то, чтобы устранить причину январских протестов, какой бы она ни была.

Член Национального курултая Марат Шибутов довольно четко сформулировал уроки, которые страна вынесла из случившегося в январе.

• спецслужбам нельзя доверять

• хорошо, что есть союзники

• когда не работают законы, в людях просыпается самое плохое

• большинство казахстанцев готовы исполнять свой долг, несмотря на хаос

• в случае кризиса большинство представителей элиты просто выжидает, чтобы встать на сторону победителя

Шибутов считает, что тем не менее правительство усвоило эти уроки.

«По сути, мы уже живем в другой политической системе: изменились все политические институты, возрожден Конституционный суд, изменилось соотношение между ветвями власти. Просто результаты этих изменений будут видны не сразу. Например, оценить новый принцип формирования маслихатов мы сможем только тогда, когда они будут избраны и проработают хотя бы полгода», — говорит он.

Член попечительского совета фонда «Қазақстан халқына» Ирина Смирнова считает, что январские события стали большой трагедией, но ускорили изменения.

«С нынешним президентом изменения проходили и раньше, но их тормозили те, кто хотел идти в ином направлении и продолжать обворовывать свой народ. Сейчас этого уже не получается, теперь народ рассматривается как главная ценность страны и основное действующее лицо. Достаточно ли тех реформ, что предлагает президент, покажет время. Но то, что уже делается, должно полностью изменить нашу жизнь, если мы, конечно, сами этим воспользуемся», — убеждена депутат.

Смирнова считает главным уроком января, что всем стало ясно: узурпация власти к добру не приводит. Теперь она ограничивается законом, а люди наконец поняли, что не нужно создавать себе кумира, надо служить государству, соблюдать права и законы, уважать друг друга.

Общественный деятель Нуртаза Кадырниязов, который сам хотел баллотироваться в президенты, придерживается диаметрально противоположного мнения. Он говорит, что реформы – это полумеры и практически не влияют на жизнь простых казахстанцев.

«Некоторые нормы Конституции поменялись, но это не стало причиной существенных изменений. Президентские выборы тоже сложно назвать справедливыми: у Токаева не было достойных соперников, многие уважаемые народом люди просто не смогли стать кандидатами из-за бюрократических препон. Кажется, что это были выборы на скорую руку», — отмечает Кадырниязов.

По мнению преподавателя, жить в Казахстане стало еще сложнее. Уровень инфляции повысился более чем в два раза, цены взлетели, а народ продолжает страдать от безработицы.

«О каких выводах может идти речь, если ситуация стала только хуже? У Токаева нет программы по выводу страны из кризиса. Мы по-прежнему зависим от экспорта сырья и импорта готовой продукции. Мы толком ничего не производим, все закупаем за рубежом. Стране нужны не красивые слова, а диверсификация экономики, рабочие места», — говорит он.

Может ли это повториться?

Депутат мажилиса Ирина Смирнова видит будущее Казахстана оптимистичным. По ее мнению, в новом Казахстане подобное вряд ли произойдет.

«То, что предлагает президент, должно полностью изменить нашу жизнь, если мы, конечно, этим воспользуемся. Качественно выстроенная судебная система, направленная на поиск истины, изменит все. Тогда каждый осознает свою ответственность и поймет, что за все придется отвечать по закону, кем бы он ни был», — объяснила свою точку зрения депутат.

Общественный деятель Нуртаза Кадырниязов придерживается противоположного мнения.

«Я боюсь, что эти события могут повториться. За этот год существенных позитивных изменений в жизни народа не произошло, люди стали жить только хуже, а значит социальная напряженность сохраняется. Главную причину произошедшего так и не устранили», — считает Кадырниязов.

Профессиональный политолог Марат Шибутов не столь категоричен, однако тоже считает, что риски есть.

«Нам уже один раз показали, что такое возможно, поэтому риски есть. Чтобы январские события не повторились, нужно не допускать раскола в элитах и дисбаланса в силовых структурах, черпать информацию из нескольких разных источников, наращивать силы, бескомпромиссно и безжалостно наказывать участников госпереворота, совершенствовать методы борьбы с массовыми беспорядками, развивать автономность местной исполнительной власти», —  подытожил член политсовета Amanat.

Выводы

Три важных вопроса, три совершенно непохожих спикера и три точки зрения. Все, что описано в статье, это частное мнение наших сограждан, с которым вы можете не соглашаться. Но каждый из нас должен задуматься о произошедшем в январе 2022 года и выполнить свой гражданский долг — сделать все от нас зависящее, чтобы подобное не повторилось.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter