На заседании в правительстве подвели итоги ушедшего 2022 года. И они не самые приятные.
Ни для кого не секрет, что 2022 стал годом беспрецедентных шоков в результате военного конфликта России с Украиной, роста цен на сырьевые товары, рекордной инфляции в мире, а также самой жесткой за последние два десятилетия монетарной политики со стороны центральных банков.
Все эти события, естественно, отразились на жизни и доходах казахстанцев.
Председатель Нацбанка Галымжан Пирматов озвучил, что инфляция в 2022 году в среднем составила 20,3%. При этом
цены на продукты питания за 2022 год подскочили аж на 25,3%,
в том числе не удалось предотвратить сезонное удорожание плодоовощной продукции. Непродовольственная инфляция также ускорилась до 19,4%. И если бы не довольно низкая инфляция платных услуг (14,1%), средняя цифра инфляции была бы выше.
На фоне последних событий, по данным Нацбанка, у населения сохраняются очень высокие инфляционные ожидания. Например, в декабре 2022 года казахстанцы говорили, что прогнозируют годовую инфляцию на уровне 21,3%.
Курс тенге также не радовал.
В течение 2022 года курс колебался в пределах 512,17 (в марте) до 414,79 (в мае) тенге за доллар
Среди причин, ослабивших национальную валюту Казахстана, глава Нацбанка назвал обострение геополитической ситуации и неблагоприятные условия на глобальных финансовых рынках.
В тоже время, по словам Пирматова, поддержку тенге в 2022 году оказывали продажи валютной выручки субъектами квазигоссектора в размере 5,1 млрд долларов, продажи валюты для обеспечения трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет, которые составили 4,3 млрд долларов, валютные интервенции Национального Банка в размере 1,4 млрд долларов.
2023 год начался для тенге достаточно спокойно. Курс держится на ставшей уже привычной отметке 462-469 тенге за доллар. Аналитик Нурбек Искаков полагает, что по крайней мере в январе — начале февраля скачков ожидать не стоит, так как в разгар зимы спрос на энергоносители достаточно высокий и это очень хорошо скажется на платежном балансе Казахстана.
Но эксперт не исключает, что
в случае резкой эскалации в российско-украинском военном конфликте возможна паника и новое ослабление национальной валюты Казахстана, как это было в феврале-марте 2022 года
Кроме того, Нурбек Искаков обращает внимание на то, что в 2023 году будет ряд предпосылок для очередного ослабления тенге. Это типичные для циклического кризиса факторы — сокращение нефтяных доходов из-за резкого ухудшения конъюнктуры нефтяного рынка, а также экстремальный всплеск оттока капитала развивающихся рынков из-за бегства глобальных инвесторов из рисковых активов.
Таким образом, эксперт ожидает к концу 2023 года ослабление тенге как минимум на 10% от нынешнего уровня.
Национальный банк в своих прогнозах, не называя цифр, частично повторяет тезисы эксперта.
«Волатильность тенге будет зависеть от изменения геополитической обстановки, ожиданий внутренних участников и ситуации на мировых рынках.
Гибкое курсообразование способствует повышению эффективности функционирования валютного рынка и сохранению международных резервов», — сказал председатель Нацбанка Галымжан Пирматов.
Тем временем казахстанцы в ушедшем году были вынуждены брать больше кредитов, чтобы как-то выживать в условиях резкого роста цен на все.
Председатель АРРФР РК Мадина Абылкасымова сообщила, что
из 19 млн казахстанцев хотя бы один кредит в 2022 году имели почти 6,9 млн граждан,
а объем кредитов физическим лицам за 11 месяцев ушедшего года увеличился на 29,4% — до 13,9 трлн тенге.
Из них доля кредитов с просрочкой свыше 90 дней составила 5,6%, или 461 млрд тенге. Вернуть долги банкам не могут 536 тыс. человек. Микрокредиты на общую сумму 979 млрд тенге взяли 1,5 млн казахстанцев, при этом доля микрокредитов с просрочкой свыше 90 дней составила 8,0%, или 76 млрд тенге ( 257 тыс. должников).
Чтобы вывести казахстанцев из кредитной кабалы, в Казахстане с нового года ужесточили регулирование потребительского кредитования. И уже в марте стартует прием заявлений на банкротство.
Экономист, финансовый консультант Расул Рысмамбетов на своей странице Facebook написал, что сам в прошлом году регулярно получал от сограждан просьбы о финансовой помощи просто на то, чтобы жить. И
для исправления ситуации, по его мнению, можно было бы пересмотреть размер прожиточного минимума и продуктовой корзины
Но он тут же оговорился, что озвученные им предложения могут привести к новому витку роста цен на все из-за ряда других факторов.
А пока казахстанцам остается рассчитывать на те меры, которые обещает правительство — повышение размера минимальной заработной платы (МЗП) с 60 до 70 тыс. тенге, увеличение зарплаты врачам, учителям, другим работникам бюджетной сферы и производственному персоналу, проект по увеличению доходов сельских жителей за счет расширения доступа к микрокредитованию, повышение пенсий в среднем на 12%, выплат по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также пособий и стипендий.
Автор — Альберт Ахметов