За последние пять лет объемы производства бензина в РК выросли на 67%, дизеля — на 32%.
Казахстанские НПЗ работают на 100% мощности, но все равно иногда случаются проблемы с поставками на внутренний рынок. Чего стоит история с дизелем в этом году, которая обнажила системные проблемы в отрасли.
«По прогнозам, наша экономика будет расти по 4% и более в год до 2027 года, а это потребует от страны дополнительных мощностей в производстве энергоносителей — экономика без энергии расти не может», — пишет в своем авторском Telegram-канале финансовый аналитик Андрей Чеботарев.
Цены на топливо у нас не пересматривались с осени 2021 года, а Казахстан стабильно входит в десятку стран с самым дешевым топливом на планете. При этом переток в соседние страны из-за значительной разницы в цене не прекращается, контрабандистов ловят почти каждую неделю.
«При текущей бизнес-модели отрасли, когда сырье поставляется на внутренний рынок по себестоимости, а цена топлива ограничена, ни о каком новом крупном НПЗ и речи быть не может. В текущих условиях его невыгодно строить, а взваливать эту ношу на бюджет по меньшей мере глупо», — пишет Андрей Чеботарев.
По мнению эксперта, дальнейшее сдерживание цен может привести к необходимости их резкого роста для обеспечения немедленного импорта нефтепродуктов из соседней России, чтобы просто покрыть внутренний дефицит, который образуется из-за роста потребления и невозможности расширения производства. Цены в России выше почти в два раза.
«Мы просто сжимаем пружину. Кажется, что пора вынимать голову из песка и пытаться реанимировать отрасль, убирая искусственные ограничения и объясняя необходимость плавного и постепенного роста цен до экономически обоснованных. Ведь цены на топливо — это и зарплата рабочих, и рабочие места», — пишет Чеботарев.