Соответствующие поправки приняли депутаты мажилиса и сената.
В ходе совместного заседания мажилиса и сената депутаты приняли изменения и дополнения в Регламент Парламента Республики Казахстан.
Ранее для этого была образована совместная комиссия палат, в адрес которой поступило более 50 предложений депутатов и комитетов палат парламента.
Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса Арман Кожахметов подчеркнул, что предлагаемые поправки определяют порядок реализации положений проведенной конституционной реформы.
«Регламент предлагается дополнить новой главой 4-1, которая называется «Принятие конституционных законов». Проведение не менее двух чтений по проектам конституционных законов обязательно. Проект конституционного закона поступает для регистрации в мажилис парламента. Копия законопроекта не более чем в двухдневный срок направляется для работы в менат», – рассказал он.
Для рассмотрения проекта конституционного закона в первом чтении председатель мажилиса созывает совместное заседание палат парламента, на котором проект обсуждается концептуально. При этом с основным докладом выступает инициатор проекта конституционного закона, после чего выступают содокладчики от каждой из палат. Также представляется слово депутатам в порядке очередности.
«При необходимости для подготовки проекта конституционного закона ко второму чтению может быть создана совместная комиссия, состав которой утверждается на совместном заседании палат парламента при рассмотрении проекта в первом чтении. Также на заседании избирается председатель совместной комиссии и определяются сроки работы этой комиссии.
До второго чтения совместная комиссия проводит работу по рассмотрению и обобщению замечаний и предложений постоянных комитетов и депутатов по проекту конституционного закона с привлечением при необходимости представителей заинтересованных государственных органов, общественных объединений, ученых и экспертов», – продолжил Арман Кожахметов.
При рассмотрении проекта конституционного закона во втором чтении в случае образования совместной комиссии выступает председатель совместной комиссии. Во втором чтении обсуждению подлежат только те замечания и предложения, которые были внесены депутатами и комитетами в письменном виде в совместную комиссию. По итогам голосования парламент большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из палат принимает конституционный закон или отклоняет его.
«Следующий блок поправок касается немедленного рассмотрения законопроектов правительства, внесенных в парламент, согласно части второй пункта 2 статьи 61 Конституции. Речь идет о законопроектах, внесенных в порядке законодательной инициативы правительства в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны», — сообщил глава комитета.
По рассмотрению таковых «чрезвычайных» проектов предлагается следующий порядок. Законопроект регистрируется в мажилисе парламента. Председатель мажилиса созывает совместное заседание палат парламента не позднее следующего рабочего дня, за днем принятия в работу законопроекта. На совместном заседании с докладом выступает представитель правительства, после чего представляется слово депутатам для вопросов докладчику и выступлений в прениях. В случае необходимости для рассмотрения законопроекта может быть образована совместная комиссия, что даст возможность депутатам вносить свои предложения и замечания по законопроекту.
По итогам рассмотрения проект закона принимается большинством голосов. В случае если голосованием не набрано установленное количество голосов, проект закона считается отклоненным.
«Отдельной главой предлагается отразить процедуру заслушивания парламентом доклада премьер-министра. В соответствии с подпунктом 4) статьи 67 Конституции, премьер-министр докладывает парламенту об основных направлениях деятельности правительства и о всех его важнейших решениях. Предлагается заслушивать этот доклад на совместном заседании палат парламента. При этом депутаты вправе задавать вопросы и выступать в прениях при заслушивании доклада премьер-министра», – пояснил Арман Кожахметов.
В целях приведения в соответствие со статьей 53 Конституции в регламент парламента вносится новая глава 4-3 о порядке рассмотрения парламентом предложений президента по конституционным законам.
Кроме того, по всему тексту регламента внесены поправки редакционного, уточняющего характера в целях приведения в соответствие с действующими законодательными актами.