24 февраля 2022 года Кремль объявил о проведении «специальной военной операции в Донбассе» и ввел российские войска на территорию Украины.
Спустя почти семь месяцев, 21 сентября, президент Российской Федерации Владимир Путин издал указ «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», сразу после публикации которого в стране начались мобилизационные мероприятия.
В этот и последующие дни тысячи россиян начали выезжать из страны – в том числе и в Казахстан: на контрольно-пропускных пунктах скопились гигантские очереди на 45-50 километров, в которых люди застревали на несколько дней. Эта ситуация моментально нашла отражение в мемах, публикуемых в популярных интернет-сообществах.
23 сентября МВД отчиталось о том, что с начала года в страну въехало 1,66 млн россиян, выехало — 1,64 млн: то есть оставалось всего 20 000.
Через две недели после объявления мобилизации, 4 октября, министр внутренних дел РК Марат Ахметжанов сообщил, что с момента объявления частичной мобилизации в РФ уже более 200 тыс. граждан России въехали в Казахстан, выехало – более 147 тыс., осталось – около 53 000.
За этот же период 382 гражданина РФ подали документы на постоянное место жительства и 64 – на получение гражданства РК.
18 октября министр внутренних дел Ахметжанов доложил, что поток снизился и вернулся к показателям до объявления мобилизации в России – ежедневно прибывает 8-9 тыс. граждан, выезжает – 10-11 тыс.
И наконец спустя два с лишним месяца после начала мобилизации количество оставшихся россиян увеличилось вдвое – 29 ноября министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова в кулуарах правительства сообщила, что чуть более 400 тысяч россиян приехало, выехало чуть больше 320 тысяч. Около 100 тысяч россиян находятся здесь.
Сколько всего человек покинуло Россию на сегодня – неизвестно. Последние данные опубликованы 4 октября, на тот момент цифра составляла 700 000.
Отношение властей к приезжим: помогать. В рамках международных обязательств
государство достаточно быстро откликнулось на эту ситуацию. 27 сентября президент страны Касым-Жомарт Токаев отметил, что Казахстан должен «проявить гуманность» по отношению к приезжим, однако никаких преференций россияне не получат – все будет осуществляться в соответствии с законом и международными обязательствами Казахстана:
Мы должны проявить заботу о них и обеспечить им безопасность. Это политический и гуманитарный вопрос. Я поручил правительству принять необходимые меры
И меры были приняты. Отдельные усиленные ЦОНы открыли в восьми регионах Казахстана – в Астане, Алматы, Костанайской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Акмолинской и Актюбинской областях.
4 октября министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин сообщил, что с 21 сентября порядка 70 тысяч россиян получили в Казахстане ИИН иностранца, при наличии которого они могут открыть казахстанскую банковскую карту, а власти – фиксировать нарушения и принимать соответствующие меры.
Учитывая, что по данным МВД на 12 августа уже более 74 тысяч россиян оформили ИИН в Казахстане в 2022 году, суммарно более 144 тысяч россиян за 2022 год получили ИИН.
Согласно опросам, проведенным в телеграм-чатах в соцсетях по релокации с 3 по 6 октября и опубликованным в материале Masa.Media, 80% опрошенных — мужчины, при этом 60% респондентов — молодые люди от 26 до 35 лет. Большинство опрошенных оказались трудоустроены: большая часть работает в российских компаниях, кто-то – на фрилансе.
При этом 40,5% работает в IT, диджитал-сфере, маркетинге и медиа – 8,7%, и около 8% — работники торговли. Около 20% участников опроса приехали в Казахстан, потому что тут живут их родственники и/или друзья. 69% респондентов отметили, что решили уехать из России внезапно, и 8,7% респондентов не собирались оставаться в Казахстане дольше месяца.
11 октября министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова сообщила, что 8 тыс. граждан России трудоустроились с начала года в Казахстане и отчисляют пенсионные взносы.
Однако судя по опросу, можно предположить, что не все россияне трудоустроены официально, и косвенно это подтверждает статистика по личным трансфертам. По данным Нацбанка, во II квартале этого года сумма денежных переводов физических лиц в Казахстан из России выросла в шесть раз по сравнению с I кварталом – с 9,83 до $60,54 млн (тогда как во II квартале 2021 года переводов было сделано на $18,80 млн). Переводы из Казахстана в Россию в I квартале этого года составили 103,05 $9,83 млн, во II квартале сумма снизилась до $88,32 млн (против $142,08 млн за аналогичный период 2021 года).
Из этого также можно сделать вывод, что в стране в основном остались фрилансеры, которые живут в Казахстане, но получают помощь или удаленно работают с Россией. И, возможно, не только Россией – общий объем личных трансфертов во II квартале вырос практически втрое: с 56,70 до 140,11 млн долларов США. Данные за III квартал показали бы более полную картину, однако пока они не опубликованы Нацбанком (итоги II квартала были размещены только 10 октября). И для казахстанской экономики это даже хорошо – релоканты обеспечивают приток денег в страну, не создавая нагрузки на рынок труда.
Увеличился и объем депозитов нерезидентов. По данным Нацбанка, опубликованным в Forbes.ru, доля иностранных депозитов в банках Казахстана выросла вдвое за полгода – с 195,9 до 410,7 млрд тенге (с 1,5% до 3% от всех средств физлиц на счетах и вкладах соответственно). При том, что вклады иностранцев начали расти с марта, точная доля россиян в средствах нерезидентов в банках республики неизвестна, так как статистика по нерезидентам не ведется в разрезе стран.
Однако по данным Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, с 24 февраля 2022 года и на начало апреля граждане России и Беларуси с начала года открыли около 12 000 счетов (доля россиян и сумма их средств в этой статистике не уточнялась). С апреля Центробанк закрыл статистику о трансграничных и денежных переводах физлиц из РФ, поэтому из российских источников теперь такие данные не получить.
По данным бюро национальной статистики, количество действующих совместных предприятий с Россией с 1 февраля по 1 декабря выросло на 9,6% – в стране появилось 323 новых совместных предприятия, их общее количество составило 3 702. При этом подавляющая часть – это МСБ: 3 598 предприятия.
Количество действующих иностранных юридических лиц из России за этот же период выросло еще более экстремальными темпами – на 86,3%, c 7 974 до 14 852 юрлиц.
Как 19 октября говорил премьер-министр Алихан Смаилов, в связи с уходом иностранных компаний из России правительство составило список наиболее крупных иностранных компаний, более 300, для обсуждения с ними возможностей работы в Казахстане.
По словам премьера, на тот момент 56 компаний изъявили желание релоцировать свои офисы в Казахстан. По состоянию на 12 декабря, по словам того же Смаилова, озвученным на расширенном заседании правительства, в Казахстан релоцировались 19 зарубежных компаний (страны не уточняются).
Не обошлось и без негативных тенденций. По данным на октябрь, цены на арендное жилье выросли на 47,2% в годовом выражении (сентябрь 2022 к сентябрю 2021). Закономерно, что наиболее высокие цены в стране зарегистрированы в Алматы – в среднем 5 611 тенге за квадратный метр (около $11).
Годовая инфляция в ноябре, по данным Нацбанка, составила 19,6% при изначальном целевом показателе в 4-6%. 5 декабря Нацбанк принял решение повысить базовую ставку до 16,75% годовых – как из-за неопределенности геополитической обстановки и ее последствий, так и сохраняющихся высоких цен на продовольствие в мире. И пересмотрел прогноз инфляции и обозначил, что с учетом текущей ситуации годовая инфляция сложится в пределах 20-21%. Но тут больше играют роль мировые факторы – накачка ничем не обеспеченной денежной массы после ковида дала свой эффект.
Время покажет, как много релокантов останется в стране. Однако уже сейчас они тратят деньги здесь – на проживание, питание, развлечения и покупки, помогая развитию малого и среднего бизнеса, кто-то открывает свой бизнес или устраивается здесь на работу. Такое оживление деловой жизни очень важно для казахстанцев, ведь потраченные в МСБ деньги остаются в стране.
Причем это встречает поддержку и с неожиданной стороны – так, 8 декабря Минфин США направил письмо, в котором разъяснил, что не возражает против использования банковских карт системы «МИР» теми, кто мигрировал из России в Казахстан и использует ее «для совершения операций, обеспечивающих их жизнедеятельность».
Автор Елена Дмитриева