Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
445
+0.77
EUR
478
+2.56
RUB
4.85
+0.02

Как устроена структура управления государственными финансами в Казахстане

257
Фото: spravochnaya.com

Экономическая деятельность государства характеризуется следующими видами деятельности:

  1. Определение правовой базы, влияющей на ход экономического развития.
  2. Ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции.
  3. Перераспределение доходов и богатства.
  4. Стабилизация экономики.
  5. Перераспределение ресурсов.

Работа этих услуг тесно связана с категорией финансов.

Под финансовой политикой государства понимается совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и эффективное использование для выполнения государством своих функций. Финансовая политика включает комплекс целенаправленных действий властных структур по использованию финансов.

Управление финансами в Казахстане делится на стратегическое и оперативное управление. Стратегическое управление традиционно осуществляется высшими органами государственной власти — парламентом, аппаратом президента, правительством, министерствами финансов, нацэкономики, а также торговли и интеграции.

Комитет по инвестициям МИИР РК рассматривает предложения инвесторов по приоритетным инвестиционным проектам, оценивает их, определяет их эффективность, согласовывает работу с другими заинтересованными организациями по размеру налоговых и таможенных преференций, реализации предложения и подготовке договоров. Таким образом, инвестиционные проекты обеспечиваются финансовой поддержкой, их реализацией и контролем.

Управление финансами в Республике Казахстан в основном осуществляется по направлениям организации бюджетной системы и налоговой системы.

Управление общегосударственными финансами осуществляется уполномоченными государственными органами — министерством финансов и национальной экономики.

В соответствии с принципом Минфин РК является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство и межотраслевую координацию в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции, в пределах, установленных законодательством. В целях реализации основных задач и функций данному ведомству в соответствии с законом предоставлены большие права.

В состав министерства входят следующие управления: комитет казначейства, комитет таможенного контроля, комитет финансового контроля, налоговый комитет, комитет государственного имущества и приватизации, комитет неплатежеспособных должников, комитет финансового мониторинга. Департаменты занимают важное место в центральном аппарате.

Департаменты и комитеты, в свою очередь, состоят из отделов, выполняющих определенные функциональные задачи, которые выполняют определенные функции. В структуру министерства также входят департамент координации госзакупок и департамент защиты информации и мобилизации.

Организационная структура комитета казначейства состоит из центрального аппарата казначейства в составе министерства финансов и подчиненных ему территориальных подразделений в районах и городах. Комитет казначейства является органом, осуществляющим специальные исполнительно-надзорные функции, отнесенные к ведению министерства финансов, а также межотраслевую координацию служб по исполнению республиканского бюджета, учетно-кассового обслуживания государственного бюджета, государственных учреждений, осуществляющий предварительный и текущий контроль за целевым использованием средств государственного бюджета.

Работники казначейства имеют право проверять финансово-бухгалтерские службы государственных предприятий, органов государственной власти и управления, государственных банков, использующих госсредства. Они вправе требовать от чиновников устранения нарушений финансового законодательства. Казначейские службы также вправе приостанавливать исполнение казначейских платежных операций, изымать и запрещать расходование бюджетных денег в случае нецелевого использования, осуществлять сбор (возврат) денег в бюджет, при этом казначейство должно создавать возможность экономного расходования бюджетных средств.

Комитет таможенного контроля занимается организацией уплаты таможенных пошлин и платежей, составляющих значительную долю финансовых средств государства, через органы таможенной службы при осуществлении внешнеэкономической деятельности, проведении таможенной политики, при этом выполняя цели, направленные на защиту экономических интересов Республики Казахстан. В состав таможенных органов входят региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Комитет финансового контроля осуществляет организационно-методическую и аналитическую работу в сфере контроля. Его органы проводят проверки государственных предприятий и организаций всех отраслей и служб народного хозяйства, бюджетных организаций и учреждений социальной сферы и общественной защиты, органов управления, оборонных предприятий и организаций, правоохранительных органов. Они также осуществляют контроль за использованием кредитных и валютных ресурсов, исполнением законодательства о ценных бумагах.

Важнейшие функции по мобилизации государственных доходов выполняет налоговая служба. Органы налоговой службы состоят из уполномоченного государственного органа — налогового комитета и его органов — комитетов областей, городов, районов.

На налоговый комитет возложены основные задачи по обеспечению полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полному и своевременному перечислению обязательных пенсионных взносов и социальных трансфертов в государственный фонд социального страхования, а также осуществление налогового контроля за исполнением обязательств налогоплательщиками.

Аппарат налогового комитета включает в себя следующие назначения: методология налогообложения, налоговые апелляций, организационное обеспечение, администрирование и мониторинг налогоплательщиков, анализ доходов и текущего прогнозирования, международное налогообложения, информационные технологии, организационно-финансовое обеспечение, права и др.

В стране вопросами внешнего контроля за исполнением республиканского бюджета занимается Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, который является государственным органом, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета. Он непосредственно подчиняется президенту и отчитывается перед ним.

Правовой статус счетной комиссии определяется Конституцией Республики Казахстан, законами, актами президента Республики Казахстан, а также положением о данной комиссии.

Национальный Банк Республики Казахстан определенным образом участвует в управлении государственными финансами в силу различных функций. При проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения и управлении финансовыми ресурсами Национальный банк прямо и косвенно влияет на финансовые отношения; совместно с министерством финансов участвует в государственных валютно-финансовых отношениях, внешних заимствованиях для финансирования нужд экономики. Поэтому эффективность управленческого воздействия Национального банка можно увидеть на состоянии финансовых субъектов, реализовавших единую финансово-кредитную политику государства.

Следует отметить, что автоматизированная система управления финансами хорошо зарекомендовала себя в условиях стабильной экономики. Только в этом случае она позволяет существенно изменить содержание работы финансового аппарата.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter