Главной составляющей национальной безопасности любого государства является защита его финансовой системы.
Надежная финансовая система является основой развития и эффективного функционирования рыночной экономики и необходимым условием стабильности и роста экономики в целом. Она помогает распределять сбережения общества и облегчать основные и повседневные операции. Создание прочной и безопасной финансовой системы дает возможность развитию рынков капитала и денег, особенно первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг.
Финансовая политика, как правило, обеспечивает конкретный сектор экономики страны необходимыми денежными ресурсами. В Казахстане устойчивость финансовой системы стало актуальным вопросом государственной политики, особенно после кризиса, охватившего страну в 2009 году.
История становления и развития финансовой системы тесно связана с историей государства, составляющего экономику страны. В годы независимости устойчивость данной отрасли позволило успешно осуществить масштабные государственные преобразования, обеспечить экономический рост, стабильность и социальное благополучие Казахстана.
Формирование основ рыночной экономики началась в стране 30 лет назад в сложных экономических условиях. Тогда Первый Президент РК применил системные реформы, которые были необходимы для вывода республики из глубокого экономического кризиса. В такой сложной ситуации велась подготовка к введению собственной национальной валюты — тенге.
Сегодня всем известно, что период перемен для независимого Казахстана — это не только испытание но и период достижений, в том числе становление и укрепление государственной финансовой системы. Особенно приятным событием является подписание 17 декабря 1991 года первого Закона «О бюджетной системе Республики Казахстан», определяющего структуру бюджета Казахстана.
Многие хорошо помнят середину 90-х годов, когда предприятия практически не работали, работники бюджетной сферы и социально незащищенные слои населения месяцами не получали зарплату, пенсии и пособия. Финансистам пришлось проявить «чрезвычайно умелую работу» по выделению и поиску средств в бюджет для содержания организации и поддержки инфраструктуры в регионах республики. Затем в конце 90-х и начале 2000-х наконец решилась первоочередная задача — выполнить текущие социальные обязательства. Благодаря правильно выстроенной финансовой системе улучшились качество инфраструктуры, жилищные условия граждан, были решены проблемы газо- и водоснабжения, транспортной доступности, а также сотни объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта.
В целом сегодня финансовая система представляет собой совокупность органов, созданных на основе особых экономических отношений, организующих создание и использование денежных ресурсов и фондов. Данный сектор в стране разделяют на три ветви. Это финансы государства в целом, финансы хозяйствующих субъектов и финансы домашних хозяйств. А те, в свою очередь, дополнительно подразделяются: концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года предусматривает несколько этапов.
До 2020 года основные усилия были направлены на повышение устойчивости финансового сектора и усиление его конкурентоспособности за счет решения существующих проблем, а также принятия соответствующих мер и закладки основ функционирования финансового рынка после 2020 года. В этот период ожидается завершение Республикой Казахстан переходного периода после вступления в ВТО, а также переход на международные стандарты регулирования финансовой деятельности.
Согласно планам правительства, в период до 2025 года планируется завершить процесс координации законодательств стран-участниц ВТО, что в свою очередь направлено на развитие финансовых рынков стран. На данном этапе состоится согласование о создании наднационального органа по регулированию финансового рынка.
В связи с этим ожидается изменение роли и позиции национальных регулирующих органов.
В настоящее время в развитых странах государственную финансовую систему охватывают четыре звена, такие как государственный бюджет, местные финансы, специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий. Государственный бюджет считается важнейшим звеном финансовой системы, будь то в развитой стране или в Казахстане. По своему материальному содержанию он является основным централизованным денежным фондом государства. Государственный бюджет учитывает самые основные расходы и доходы государства. Бюджет объединяет налоги, расходы, государственный кредит и другие финансовые категории.
По мнению многих экспертов, Казахстан прошел болезненный пик реструктуризации экономических структур после достижения финансовой стабильности, а экономические реформы добились успеха за счет реализации собственной стратегии и тактики. Экономические и социальные отношения несколько изменились после обретения Казахстаном независимости. С начала глобальных экономических реформ в начале 1994 года была установлена некоторая финансовая стабильность. Была разрешена почти полная либерализация цен и сняты многие ограничения в сфере внешней торговли.
Рациональная политика государственных расходов создала условия для сокращения бюджетного дефицита. Это, в свою очередь, стало прочной основой для обеспечения финансовой устойчивости экономики: были созданы конкретные предпосылки для привлечения инвестиций, реализующих равномерный экономический рост, и с учетом всего этого появилась возможность улучшить качество жизни граждан.
Важнейшей из государственных программ является реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны и ее адаптация к рыночным условиям. В связи с этим в последние годы усилия правительства заключались в рационализации расходов бюджета, укреплении финансовой дисциплины, создании реальной частной собственности, привлечении инвестиций в целях развития экономики республики, разработке бюджетных нормативов, создании эффективного механизма управления внутренних и внешних долгов государства, развивать и укреплять рынок государственных ценных бумаг и другие инструменты экономической инфраструктуры.
В настоящее время мировая финансовая система нуждается в обновлении. Однако нет четких и единых прогнозов о том, как это будет выглядеть в посткризисной ситуации. Ответ на эти вопросы кроется в недостатках нынешней глобальной финансовой модели.
Хорошо известно, что ранее скрытые слабости становятся видимыми во время крупных экономических изменений. Такие организации, как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Всемирная торговая организация, играют особую роль в мировой финансовой системе. Независимо от благих целей их создания, а именно помощи развивающимся странам, все это зачастую укрепляет позиции американской валюты. И это ослабляет сопротивление развивающихся стран финансовому кризису.
В частности, Казахстан успешно прошел завершающие этапы вступления во Всемирную торговую организацию. Чтобы войти в нее, наша финансовая система должна была быть сильной, товары должны были быть конкурентоспособными, а сельское хозяйство должно было развиваться.
Соединенные Штаты имеют наибольшее количество голосов при определении членства в этой организации. С учетом всего этого в настоящее время предлагаются различные варианты реформирования мировой финансовой системы, в том числе необходимость изменения национальной финансовой системы.
В целом все упомянутые направления можно разделить на две группы. Первое – это направление реформ, радикальный путь создания новой глобальной финансовой системы. Второе — введение новой мировой валюты, обеспечивающей обращение мировых товаров.
Главная задача – решить все основные проблемы в финансовой сфере и создать сильную финансовую систему. Так как глава государства не раз говорил, что «прежде всего экономика, а потом политика».