Без иностранных инвестиций и технологий обойтись не получится.
Продажа нефти и других полезных ископаемых составляет основу казахстанской экономики. Однако, ресурсы недр не безграничны, и, чтобы не остаться у «разбитого корыта», Казахстану, на постоянной основе, необходимо проводить геологоразведку. Как отмечает Ринат Шапиев, научный сотрудник Лаборатории прикладного моделирования КБТУ, в последнее время, ей уделяется все больше и больше внимания.
— Геологоразведка позволяет понять, в каком состоянии сейчас находятся недра Казахстана и на какой они стадии изучения. Для этого собираются старые материалы, заново обрабатываются, сопоставляются с новыми данными и технологиями. Таким образом, идет переоценка и анализ полученных результатов, строятся новые карты и разрезы, чтобы понять в каком направлении должны проводиться дальнейшая геологоразведка. Это безусловно поможет найти новые месторождения.
— Насколько успешны эти попытки?
— Глобально я не могу дать оценку. Мы работаем над несколькими проектами в определенных регионах. Занимаемся изучением в Прикаспийской впадине и Аральском бассейне.
В Аральском бассейне, к примеру, в 2010-2013 годах были обнаружены запасы нефти — они хоть и небольшие, но это даёт предпосылки для проведения дальнейших геологоразведочных исследований
До недавнего времени там были разведаны и разрабатывались только мелкозалегающие газовые месторождения. Нефтяные залежи располагаются в более глубоких пластах, чем газ. Теперь этот бассейн представляет интерес и в нефтеносном отношении. Исследование этого региона, наряду с другими, также включено в государственные программы геологоразведки.
Между тем, по словам Айтбека Ахметжанова, декана Школы геологии КБТУ, открытию нефтяного месторождения предшествует долгий путь от получения лицензии на недропользование, анализа геолого-геофизических материалов, изучения геологического строения площади (как в региональном плане, так и в пределах участка недр, где планируется проведение поисково-разведочных работ), до оценки запасов месторождения, пробной эксплуатации и начала коммерческой добычи.
Он отмечает, что одним из примеров успешного проведения поисково-разведочных работ являются исследования, проводимые на севере Казахстана.
— Признаки нефти и битумов, известны там издавна. Работы по оценке перспектив нефтегазоносности предпринимались с 1950 годов, во многих скважинах отмечались проявления капельножидкой нефти и битума, были получены притоки тяжелой смолистой нефти
В 2012–2013 годах, в пределах Северо-Торгайского осадочного бассейна пробурена скважина, из которой получен приток тяжелой нефти. Это послужило основанием для проведения дальнейших геологоразведочных работ, изучения геологического строения и оценки ресурсного потенциала изучаемой территории. Большой вклад в инициацию проведения работ в этом регионе внес Герой Жолтаевич Жолтаев, который обосновал необходимость дальнейших исследований и выделил перспективные объекты в пределах изучаемой территории. Получение притока на этих объектах может послужить предвестником открытия новой Северо-Торгайской нефтегазоносной области на севере Казахстана.
— Что касается месторождения Кашаган — то о нем узнали еще в советские годы: геологи тогда сообщили об огромном месторождении в карбонатных резервуарах, в пределах Северного Каспия.
Но, на тот момент, не было необходимых технологий для осуществления морских работ, бурения на шельфе на море — то есть нужны были платформы буровые
С приходом инвесторов, уже в период независимости, появились возможности и технологические, и финансовые, тогда это все и было доведено до логического финала.
— А вообще, насколько реально открыть в Казахстане «Второй Кашаган» — такое же крупное месторождение, а может даже и превосходящее его по объемам?
— В 2021 году в активную фазу вступил Международный проект «Евразия», целью которого является региональное изучение глубинного строения Прикаспийского осадочного бассейна.
В рамках первого этапа реализации проекта, завершаются работы по сбору, переобработке и переинтерпретации исторических геолого-геофизических материалов, с использованием современного оборудования, программно-методического обеспечения, технологий
Все это доступно, в том числе, и благодаря иностранным инвесторам. В рамках второго и третьего этапов планируется проведение геолого-геофизических исследований, в том числе, региональных сейсморазведочных работ. На сегодняшний день в Казахстане уже есть скважины, пробуренные на глубину 7000 и более метров. По результатам работ проекта «Евразия» планируется бурение сверхглубокой скважины до 15 км, которая позволит изучить, в том числе, глубинное строение центральной части осадочного бассейна, а выполненные геофизические работы – выделить перспективные в нефтегазоносном отношении объекты. Проще говоря, я считаю, что шансы есть.
— Есть ли сейчас проблемы со специалистами в геологоразведке? Что нужно, чтобы их устранить?
— Перед геологоразведочной отраслью по-прежнему стоит проблема нехватки специалистов – геологов, геофизиков, горных инженеров и разработчиков месторождений. В этой связи ВУЗам необходимо предпринимать меры для привлечения в отрасль молодых людей, готовых связать свою жизнь с этой непростой, но очень интересной профессией. Нужна профориентационная работа в школах, развитие общественного движения «Жас геолог», проведение тематических олимпиад, выплата стипендий лучшим студентам, обучающимся по геологическим специальностям, организация производственных практик на базе предприятий и многое другое.