Периодические мероприятия направлены на снижение выбросов загрязняющих веществ.
Маслихатом города Алматы утверждены периодические мероприятия по снижению выбросов и улучшению качества атмосферного воздуха в рамках «Программы развития города Алматы до 2025 года и среднесрочной перспективы до 2030 года».
В Алматы в соответствии с программой развития до 2023 года будут приняты принципы измерения выбросов автомобилей на соответствие нормам токсичности и дымности выхлопных газов, разработано положение об экологической классификации автомобилей. Документ соответствует техническому регламенту Евразийского экономического союза об экомаркировке.
До конца 2025 года коммунальная техника, среди которой 3 400 единиц спецавтомобилей и автобусов, работающих на дизельном топливе, будут заменены на компримированный природный газ и электрическую тягу.
Также будут созданы инфраструктурные сети для зарядки частных (2025 г.) и общественных электромобилей (2030 г.). Кроме того, к 2030 году планируется ввести в эксплуатацию три новых современных депо для электробусов.
Следует отметить, что депутаты алматинского маслихата на систематической основе проводят общественные слушания по улучшению качества атмосферного воздуха.
Постоянная комиссия по экологии, туризму и развитию общественного пространства маслихата города Алматы провела оценку и анализ состояния окружающей среды и качества атмосферного воздуха.
«Анализ показывает, что большинство граждан, в том числе дети, подростки и люди пенсионного возраста, страдают заболеваниями органов дыхания. Это связано с высокой концентрацией вредных веществ в воздухе. Транспорт является одним из основных эмитентов загрязнения», —
сказала Алтынай Кобеева, председатель Общественного совета города Алматы и депутат маслихата.
В программу развития Алматы до 2025 года касаемо экологии были включены и другие нюансы. В ней предусмотрены такие мероприятия, как перевод ТЭЦ-2 на газ с учетом установки высокоэффективных фильтров, поэтапное увеличение количества электробусов в городе, внедрение автоматизированной системы экологического мониторинга промышленных предприятий-загрязнителей.
«Не секрет, что воздух в Алматы грязный. Основной причиной являются транспортные средства, тепловые электростанции, твердые отходы или горючие материалы. Безусловно, эта проблема волнует не только экологов, но и наших граждан и все общество.
В настоящее время 60% загрязняющих веществ в воздушном бассейне приходится на выбросы автотранспорта. Например, один автомобиль выбрасывает в воздух 200 загрязняющих веществ, в том числе угарный газ, альдегиды, сажу, оксиды азота», — добавила депутат.
Также депутатами не раз поднимался вопрос оптимизации процесса работы экологических контрольно-пропускных пунктов на въезде в город путем интеграции с базой данных других государственных органов, а также недопуска транспортных средств, не соответствующих нормам выбросов.
Экологическая проблема Алматы возникла не сегодня и не вчера, этот вопрос беспокоит жителей мегаполиса уже достаточно давно. Как известно, глава государства Касым-Жомарт Токаев неоднократно проводил совещание с общественностью города в ходе рабочего визита в южную столицу, где периодически поднимал данную тему и поручал принять кардинальные решения.
Президент подчеркнул, что охрана окружающей среды является одним из основных показателей работы регионального руководства. При этом, уделяя особое внимание экологическому положению города Алматы, территория которого с каждым днем увеличивается, глава государства потребовал не затягивать работы по переводу общественного транспорта на газ и другие экологически чистые виды топлива, планомерно осуществлять газификацию частного сектора, а также контролировать недопущения спила деревьев и уничтожения яблоневых садов.
Автотранспорт — это одно из условий, которое необходимо в повседневной жизни, особенно в таком большом городе. По данным 2021 года, в Алматы количество въезжающих и выезжающих автомобилей в сутки превышает 250 тысяч, где официально зарегистрировано 550 тысяч транспортных средств.
Общественник Асхат Асылбеков считает, что в борьбе с пробками лучше опираться на опыт стран, преодолевших эту проблему. По его словам, есть два основных фактора, загрязняющих воздух Алматы. В первую очередь речь идет о большом количестве автотранспорта, а еще хуже угольный дым, идущий от отопительного котла, который отапливает большую часть города.
«Особенно в зимние и осенние месяцы, если выглянешь в окно, увидишь, что город покрыт густым смогом. Много раз поднимался вопрос о переходе ТЭЦ на газ. Однако это также опасно с технической точки зрения. Учитывая это, специалисты предложили другие оптимальные пути решения этой проблемы. На мой взгляд, проблема не будет полностью решена без установки индивидуальных газовых котлов отопления в восьми районах города.
Необходимо также установить большие парковки у въездов в город на Талгарской и Каскеленской трассах города, таким образом стимулируя использование единого общественного транспорта в черте города, а при необходимости найти механизмы решения проблемы в рамках закона. Тяжелые грузовики по примеру развитых стран нельзя пускать в большие города. Необходимо строить огромные склады и перевозить необходимые товары в город только с помощью небольших грузовиков», — предлагает общественник.
Например, один автомобиль ежегодно выбрасывает 800 кг углекислого газа и 40 кг оксидов азота. Таким образом, с автомобильным дымом в окружающую среду выбрасывается более 200 вредных веществ. В целом 60 процентов загрязнителей окружающей среды в стране приходятся на транспорт.
«Необходимо ежедневно проверять качество бензина и дизельного топлива на заправках. В Алматы всего два миллиона жителей, однако экологическая ситуация сопоставима с такими городами, как Мехико с населением 20 млн человек, Тегеран и Шанхай с населением 17 млн человек, Нью-Йорк, Стамбул и Москва с населением 10-15 млн человек.
Это, в свою очередь, является острой проблемой, которая заставляет задуматься любого, потому что нет большего богатства для государства, чем здоровье человека», — считает Асхат Асылбеков.
Прекрасная природа Алматы и облик города являются достоянием всех казахстанцев. Именно поэтому глава государства подчеркнул необходимость взять на особый контроль сохранение и выращивание яблоневых садов на склонах Заилийского Алатау, проведения инвентаризации природоохранных зон вблизи города и установления строгого порядка их использования. Ведь нельзя игнорировать экологическую проблему огромного мегаполиса, который является основой экономики страны.