Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.87
EUR
476
-0.84
RUB
4.82
0.00

Азербайджано-армянский конфликт: когда молчит дипломатия

317
Фото: rusplt.ru

История не прощает ошибок, а все, что было упущено когда-то, возвращается человеческими, финансовыми и территориальными потерями. Прямо сейчас подобную трагическую ситуацию можно наблюдать во вновь вспыхнувшем конфликте между Азербайджаном и Арменией.

Гибридные войны, реальные потери
Две соседние страны уже на протяжении долгих лет находятся в глубоком противостоянии, который сопровождается применением артиллерии, дронов, информационными атаками и смертями военнослужащих. Некогда затихшие споры вновь возобновились в ночь с 12 на 13 сентября 2022 года. Начались бои между армянскими и азербайджанскими войсками. И Азербайджан, и Армения обвинили друг друга в эскалации границ.

Одновременно с атаками, обе стороны не перестают заявлять о провокациях и вести информационную войну – таковы новые правила гибридных войн, в которых правильно поданная новость может привлечь на свою сторону дополнительных союзников и убедить население в том, на чьей на самом деле стороне находится правда. Буквально за три дня бомбежки, как свидетельствуют официальные данные, погибли и пропали без вести 204 армянских и 80 азербайджанских военнослужащих. Однако даже в этих показателях нельзя быть уверенными на сто процентов: каждый стремится приуменьшить свои потери и преувеличить потери врагов.

Данный конфликт является продолжением Второй карабахской войны, которая проходила два года назад с 27 сентября по 10 ноября 2020 года. Ереван и Баку в очередной раз не смогли поделить территорию Нагорного Карабаха. Полтора месяца вооруженные силы Азербайджана, непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) и Армении безжалостно стреляли и уничтожали друг друга, дома, города. Люди остались без домов, работы, потеряли членов своей семей из-за попадавших в мирные селения снарядов.

Официальный Баку заявил о 2823 погибших военных и 1245 раненных. Обстрелу подвергались густонаселенные районы, в результате погиб 101 мирный житель и 423 были ранены. Армения же заявила, что в конфликте 2020 года армянская сторона потеряла более 5 тыс. солдат и 60 мирных жителей. Это самое кровопролитное сражение со времен окончания Карабахской войны в 1994 году.

Алматинская декларация: шанс на мир
Первая Карабахская война проходила в 1992-1994 годах. Тогда Армения потеряла более 10 тыс. человек, включая как военных, так и мирных жителей, Азербайджан озвучил следующие цифры: 11557 погибших и пропавших без вести военных и около 16 тыс. жертв среди мирного населения.

Переживать войну в наше время, когда развита дипломатия, имеют вес международные договоренности и обязательства – самое страшное, к чему может привести неправильно поставленные приоритеты внешней политики. Тысячи солдат и мирных жителей страдают из-за того, что когда-то две страны не смогли провести официальную процедуру разделения границ.

Начало всей этой истории лежит еще в далеких 90-х годах. В 1990-м до того момента, как СССР распался, на страны, входившие в Союз, были наложены конкретные обязательства, которые включали в себя взаимное признание и уважение территориальной целостности друг друга «в ныне существующих в рамках СССР границах». Эта формулировка также включала в себя не только признание целостности территории, но и нерушимости границ.

Далее произошел распад Советского Союза, и бывшие страны-участницы решили создать новое объединение – Союз Независимых Государств. Несмотря на то, что границы между республиками были установлены, их нужно было оформить в рамках международно-правовых отношений.

21 декабря 1991 года была принята Алматинская декларация, где как раз и были закреплены принципы признания административно-территориального разграничения бывшего СССР. За основу определения государственных границ после распада СССР были взяты административные границы.

В целом, союзные страны имели свои границы, но в рамках существования СССР они были размыты, а некоторые районы не были четко определены за каким-либо государством.

Кроме того, сложилась следующая ситуация: то, о чем говорилось в новых правовых актах, не соответствовало реальному положению дел на некоторых участках границ. Споры за земли казались неизбежными, они могли перерасти в военные действия, которые были совсем не нужны только что получившим независимость молодым государствам.

Чтобы урегулировать земельные споры, стороны принимали во внимание не только административное деление, но и учитывали национальные и экономические интересы, а также менялись или разделяли поровну площади.
Понимая, что территориальные вопросы могут рано или поздно стать причиной конфликта или войны, лидеры соседствующих стран принялись четко и конкретно разграничивать территории путем переговоров и мирных собраний.

Делимитация и демаркация
Разграничение государств происходило в два этапа: делимитация и демаркация. Сначала представители двух стран определяли общее положение и направление государственной границы путем переговоров – это и есть делимитация. Затем уже конкретно на местности проводилась граница с обозначением пограничными знаками – демаркация.

Именно этим и занялся Казахстан после обретения независимости. Однако даже по уже имеющимся административным обозначениям установить государственную границу не так легко. Для того, чтобы учесть все нюансы, Министерством иностранных дел были образованы соответствующие комиссии, куда входили представители заинтересованных министерств, областных, районных и аульных акиматов, эксперты из области геодезии, картографии, гидрологи, землеустроители.
Таким образом, были определены следующие границы: с Китайской Народной Республикой, Узбекистаном, Туркменистаном, Кыргызстаном и Россией. Определение четких границ было не одномоментным явлением: встречи и переговоры с некоторыми странами могли проходить годами. Например, процесс делимитации казахстанско-узбекской государственной границы проходил в период с 2000 по 2002 годы. А подписанные договоры между Казахстаном и Узбекистаном вступили в силу в 2003 году, то есть прошло более десяти лет с распада СССР, прежде чем две страны смогли четко разграничить территории.

Правильно определенные приоритеты казахстанских властей в то время обеспечили нам сегодня мирное сосуществование с соседними государствами. Закрепленные договорами и декларациями границы Казахстана позволяют спокойно проживать гражданскому населению в приграничных районах, не переживать за пограничников и честно и безопасно вести дела с граничащими странами.

К сожалению, вовремя не определенная граница между Арменией и Азербайджаном ставит сегодня в очень сложное и опасное положение мирных жителей этих стран. Но будем надеяться, что этот затянувшийся конфликт в итоге решиться в рамках международного права.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter