Есть риски, что Россия будет отыгрывать свои геополитические задачи, не учитывая интересы остальных игроков.
Мобилизация в России внесет свои коррективы в паритет между тенге и рублем. Произойдет удар по экономике «северного соседа». Как отмечает экономист Меруерт Махмутова, до сих пор укрепление рубля носило нерыночный характер, а сейчас, учитывая, что экономика России приобретает мобилизационный характер, нехватку денег в экономике она будет компенсировать ослаблением рубля.
— Для стран зависимых от экспорта девальвация национальной валюты — самый надежный источник пополнения бюджета. Поэтому, думаю, ослабление рубля потянет за собой и ослабление тенге. Для Казахстана появляется множество рисков: приток переселенцев из России, которые избегают мобилизации. Это усиливает давление на рынок труда, социальное напряжение, рост цен на аренду, на продукты питания. Конечно, до конца года это повлечет рост инфляции и ослабление тенге. Это краткосрочные риски.
А риски на 2023 год, помимо перечисленного, связаны с тем, что Россия сейчас находится в условиях войны. К концу 2022 года российский экспорт нефти на европейский рынок упадет на 90% из-за санкций, и вряд ли Россия заинтересована в том, чтобы КТК использовался для экспорта казахстанской нефти
Здесь сложно прогнозировать, что в итоге будет с нашим экспортом нефти. На Казахстан санкций нет, но труба проходит через территорию России, которая сейчас становится более агрессивной в противостоянии с остальным миром, — говорит Махмутова.
Между тем, по ее словам, альтернативные маршруты для транспортировки нефти не смогут полностью компенсировать весь экспорт, который в настоящий момент идет через КТК.
— Для того чтобы в будущем компенсировать экспорт нефти, который идет по КТК, в случае его закрытия, нужно предусмотреть другие варианты экспорта. На данный момент, возможностей полностью и одномоментно компенсировать экспорт КТК, идущей по КТК, нет.
Поэтому, это очень серьезный вызов для нас. Он учитывается и рейтинговыми агентствами, когда нам дают негативный прогноз. Что должно в этой ситуации делать правительство Казахстана? Я внимательно читаю все программы, которые принимались с начала этого года — «Новая экономическая политика», «Концепция инвестиционной политики до 2026 года», «Концепция развития малого и среднего бизнеса», проект закона «О местном самоуправлении».
К сожалению, вывод у меня один: это все имитация — не более. На данный момент правительство у нас не в состоянии проводить экономические реформы
Поэтому, сейчас самой главной задачей становится реализация немедленных реформ. Я бы ее начала с того, что, с учетом объявления полномасштабной войны Россией, Казахстан должен приостановить свое членство в ЕАЭС и взяться за укрепление границ с «северным соседом». Да, северная граница самая длинная и самая протяженная, но экономическая стабильность для нас очень сильно зависит от политической стабильности. Большой приток переселенцев из России создает большие угрозы внутри политической стабильности в Казахстане, — заключает Махмутова.